Results not found

По вашему запросу ничего не найдено

Попробуйте отредактировать запрос и поискать снова

HR-советы

Банкирские университеты

Article Thumbnail

Обзор. Большинство отечественных банкиров — дипломированные финансисты. Но многие из них в юности учились на физиков, математиков, филологов и медиков. Нередко после получения и двух высших образований они идут дальше.

Юные финансисты. Для банкиров профильное образование является насущной необходимостью. Без специальной подготовки сегодня сложно попасть даже на средний уровень, не говоря уже о руководящих постах. Ведь по требованию ЦБ председатели правления, главные бухгалтеры и их заместители должны иметь высшее экономическое или юридическое образование. Почти 90% крупных российских банкиров — дипломированные финансисты.

Многие будущие банкиры уже в подростковом возрасте угадали свое призвание и с 16-17 лет учились грамотно обращаться с чужими деньгами. К наиболее прозорливым, угадавшим будущую престижность получаемой профессии, можно отнести президента Сбербанка Андрея Казьмина, окончившего Московский финансовый институт (сейчас — Финансовая академия) и там же защитившего диссертацию. Этот же вуз окончили первый зампред Сбербанка Алла Алешкина и зампред Белла Златкис. Их коллега по банку, зампред Александр Захаров, обучался экономическим премудростям в Московском институте народного хозяйства им. Плеханова («Плешка»). Президент Внешторгбанка (ВТБ) Андрей Костин с отличием окончил экономический факультет МГУ им. Ломоносова, зампред Игорь Завьялов хоть и окончил непрофильный МАИ им. Орджоникидзе, но по вполне подходящей специальности «Экономика и организация производства», так же как и вице-президент ВТБ Сергей Баев, получивший квалификацию магистра экономики в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете. Президент Альфа-банка Петр Авен учился и защищался на экономическом факультете МГУ, тот же образовательный путь проделал и зампред этого банка Ильдар Каримов, руководитель блока «Розничный бизнес» банка Виктор Башкиров — выходец из МГИМО. Ленинградский финансово-экономический институт (ныне — Санкт-Петербургский университет экономики и финансов) окончили председатель совета директоров Балинвестбанка Юрий Рыдник, предправления банка «Еврофинанс» Владимир Столяренко, президент Ханты-Мансийского банка Дмитрий Мизгулин и первый зампред Внешторгбанка Вадим Левин. Экс-предправления Промышленно-строительного банка, а ныне старший вице-президент Внешторгбанка Александр Пустовалов — выпускник экономического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета. Предправления Росбанка Александр Попов окончил «Плешку». Зампред МДМ-банка Тимур Авдеенко — выпускник Московского института управления (сейчас — Государственный университет управления), финансовый директор банка Андрей Ильин окончил Институт международных экономических отношений Финансовой академии.

Физики и лирики. Нередко работать в банк приходят люди, не имеющие финансового образования. Но те из них, у кого в голове далеко идущие карьерные планы, стараются восполнить пробел и совмещают работу с получением второго высшего, на этот раз «правильного». Поэтому неудивительно, что у многих банкиров в графе «образование» первым пунктом значится какая-нибудь экзотическая специальность, например филолог или энергетик.

Так, зампред Сбербанка Александр Бринза окончил МАИ, а потом Финансовую академию. Занимающий аналогичный пост Евгений Королев сначала грыз гранит науки на радиофизическом факультете Горьковского госуниверситета, а второе высшее получал уже во Всероссийском заочном финансово-экономическом институте. Мимо финансов после школы прошагали старшие вице-президенты ВТБ Константин Кожевников и Юлия Чупина: он учился в Институте физической культуры, она — в Государственном лингвистическом университете по специальности «Иностранные языки». Зампреды Альфа-банка — выпускники самых разных непрофильных вузов: Александр Луканов учился в Московском энергетическом институте, Андрей Соколов — на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ, Владимир Татарчук — там же на юрфаке, Олег Сысуев окончил Куйбышевский авиационный институт.

Больше всего среди финансистов «со второй попытки» тех, кто по велению сердца или по зову стойкой в советские времена образовательной моды после школы шли в технические вузы. Например, первый зампред Росбанка Владимир Голубков учился в МГТУ им. Баумана, его коллега зампред Максим Фролов — в Московском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, зампреды Владимир Изутин и Алексей Панферов также «технари» по первому образованию: первый окончил МФТИ по специальности «Прикладная физика», второй — Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. Управляющий Международного промышленного банка Наталия Самкова сначала с отличием окончила мехмат МГУ, потом Финансовую академию, в аспирантуре которой защитила кандидатскую диссертацию.

Подавляющее большинство топ-менеджеров банка «Авангард» окончили технические вузы. Президент банка Кирилл Миновалов — выпускник Московского института инженеров железнодорожного транспорта. Но помимо МИИТа он получил диплом Института высших управленческих кадров АНХ. О техническом образовании мечтала и вице-президент Бинбанка Камилла Спенс: «До 10-го класса я планировала поступать в технический вуз — при этом в семье шли бесконечные споры о том, будет это химфак или физфак. Потом обстоятельства сложились так, что пришлось отказаться от технического вуза и выбрать гуманитарный — филологический факультет МГУ. Сейчас об этом, наверное, жалею. Технические вузы очень хорошо «структурируют» мозги, а гуманитарные науки, особенно в нашей стране, всегда были пропитаны идеологией». Схожую точку зрения высказал и вице-президент Промсвязьбанка Сергей Суров, выпускник МФТИ: «Выбор первого вуза, как я и сейчас считаю, был правильный. Он был обусловлен моей склонностью к точным наукам. Физтех развил системность мышления и научил самостоятельно и много работать. После окончания института я учился в аспирантуре и получил степень кандидата физико-математических наук. Необходимость дальнейшей учебы была обусловлена развитием событий в нашей стране. В период перестройки науку перестали финансировать, и, чтобы жить достойно, я стал заниматься бизнесом. Потом пошел учиться дальше, так как сменил профессию ученого на профессию управленца-экономиста».

О традиционной экономическо-технической образовательной спайке «Ф.» рассказал вице-президент банка «Зенит» Михаил Ермаков: «Первое высшее образование я получил в Московском авиационном институте, став по специальности инженером-экономистом. Доучиваться пошел в Институт повышения квалификации при Финансовой академии — уже на банковское дело. В результате обнаружил, что обе специальности тесно взаимосвязаны, их объединяют общие принципы управления и принятия решений. И вообще все новомодные предметы, такие как менеджмент и прогнозирование, — это «обратный перевод» трудов лучших советских экономистов, например Леонида Канторовича. Выбор первого вуза был правильным, поскольку знания, полученные в МАИ, «кормили» и «кормят» на всех этапах карьеры: от менеджера среднего звена коммерческой фирмы до государственного служащего и банковского руководителя».

Классической можно признать образовательную карьеру первого зампреда Оргрэсбанка Игоря Буланцева: на «первое» — «Бауманка», на «второе» — Финансовая академия, на «десерт» — западный MBA в барселонской IESE Business School — University of Navarra. «Банковский бизнес растет очень быстро, поэтому постоянно требуются новые знания. Сейчас у меня есть возможность изучать западный опыт, посмотреть на происходящее у них. Это даст возможность лучше понять, что можно сделать здесь. Выбор первого вуза был обусловлен двумя основными причинами — военной кафедрой и тенденцией. Родители настаивали именно на техническом образовании, оно было модным. Кроме того, мне всегда была интересна математика. В целом выбор оправдался. Образование было первоклассное, и это в значительной мере помогло мне пойти в финансы», — говорит Игорь Буланцев.

После вуза. После получения первого, а часто и второго высшего образования банкиры на достигнутом не останавливаются. Они проходят программы повышения квалификации, получают ученые степени и звания, профессиональные сертификаты («Банковский аудитор», «Банки и банковское дело», «Международная отчетность», аттестаты ФКЦБ и др.). Обычно развитию управленческого потенциала способствуют и корпоративные семинары и тренинги. В банке «Уралсиб», например, популярны самые разнообразные формы дополнительного обучения: и второе высшее, и MBA российских или совместных бизнес-школ, в их числе Банковский институт при Высшей школе экономики, школа бизнеса «Мирбис», Стокгольмская школа экономики, международные конференции и семинары.

Обычно дополнительное образование — личное дело каждого сотрудника в отдельности, бывают случаи с двусторонним движением, когда и человек хочет продолжать учиться, и банк всячески старается ему в этом помочь. О внутрикорпоративном обучении в Промсвязьбанке «Ф.» поведала директор департамента управления персоналом Наталья Седых: «Осенью мы совместно с Высшей школой менеджмента организовали краткосрочную корпоративную программу мини-MBA для топ-менеджеров. Банк регулярно осуществляет обучение сотрудников, занятых в продажах. Мы пытаемся выстроить систему, позволяющую постоянно повышать квалификацию всех работников».

Сага об MBA. Очень часто банкиры начинают задумываться и о получении третьего образования, а именно — самой популярной бизнес-степени MBA. Консультант сектора «Банки и инвестиции» Penny Lane Consulting Екатерина Дайнеко отмечает: «Наличие у банковских работников степени МВА уже не является чем-то уникальным. Многие специалисты, получившие высшее образование в России 5-10 лет назад, сейчас едут получать МВА на Запад. Самыми популярными среди банкиров являются бизнес-школы INSEAD, LBS, Columbia, Wharton и Harvard». «Наиболее популярны учебные заведения Лондона — как программы MBA и Executive MBA, так и полные курсы высшего образования. Очевидно также, что российские MBA-программы не котируются в среде банковских специалистов», — добавляет консультант Newton Advice Bureau Ярослава Мальцева-Гринфельд.

Наиболее модным получать MBA было в период кризиса 1998 года, чтобы не терять время и подстраховаться на будущее. Почему получение MBA-степени не стало повальным явлением среди крупных банкиров? Учеба в ведущих бизнес-школах мира отнимает год, а чаще — два года. И иногда, получив долгожданную степень, успешные менеджеры вдруг на длительное время оказываются невостребованными рынком. Во-первых, они многого хотят от работодателя, считая себя принадлежащими к особенной касте людей, которые просто не могут не получать выдающиеся зарплаты и всяческие бонусы. Во-вторых, это обусловлено объективными причинами. «Многомесячное отсутствие «отбрасывает» людей от быстрорастущего российского бизнеса на несколько лет, — считает руководитель департамента «Рекрутмент для рынка финансовых услуг» агентства «Контакт» Карина Коэн. — Отечественный же МВА — в большей степени формальное удовлетворение личных амбиций, не прибавляющее стоимости».

О том, нужно или нет банкиру иметь бизнес-степень, высказался председатель правления Райффайзенбанка Мишель Перирен: «Не буду отрицать, наличие диплома MBA является несомненным преимуществом в выборе кандидата на топ-позиции. Но решающую роль все-таки будет играть наличие соответствующего опыта и знания рынка. Выбор будет сделан в пользу более опытного и знающего бизнес кандидата вне зависимости от степени МВА».

Do you speak English? «Знание иностранного языка сейчас является безусловным требованием при приеме специалистов в иностранные банки даже на стартовые позиции. В российских банках это требование тоже звучит все чаще. В любом случае незнание специалистом иностранного языка является существенным минусом и значительно снижает его шансы», — уверяет Екатерина Дайнеко.

Владение иностранным языком — вопрос для банкира важный, но далеко не всегда принципиальный. Здесь все зависит от того, в какой кредитной организации хочет работать человек. Если в западной, это обязательный критерий при приеме на работу, для российских же финансовых институтов это пока не стало жизненно необходимым. «Как и для представителей других профессий, для банкиров знание языка является общим плюсом. У сотрудников иностранных организаций язык должен быть на высоком уровне. В российских банках его знание требуется в подразделениях, занимающихся торговым и проектным финансированием, но в общей массе доля хорошо владеющих иностранными языками здесь значительно меньше», — отмечает руководитель группы «Корпоративные финансы» рекрутингового холдинга «Анкор» Татьяна Баскина.

Но среди банкиров, которые отмечают полезность знания английского, причем не только и не столько для работы, сколько для расширения кругозора и добавления в жизнь новых интересных красок, есть и те, кто гораздо более категоричен в этот вопросе. Они считают, что английский — это на сегодняшний день слишком мало, а надо знать минимум два языка, например, еще и китайский. «Владеть английским языком — насущная необходимость для работы в коммерческом банке, — согласен с этой точкой зрения Михаил Ермаков, но добавляет: — Но важнее — уметь формулировать свои мысли по-русски». «Если для руководителей среднего звена знание иностранного языка — это больше свидетельство образовательного и культурного уровня, чем необходимость, то для руководителей высшего звена крупного банка — обязательное условие», — делает вывод директор департамента международного бизнеса Промсвязьбанка Артем Констандян.

Образование или личность. Что оказывает наибольшее влияние на успех современного банкира — образование или все-таки личные качества? Каждый из отвечавших имеет собственную точку зрения на этот счет. Кто-то настаивает на определяющей роли личных качеств, и прежде всего коммуникабельности. «Конечно, для успеха современного бизнесмена важнее всего предпринимательский талант: умение рисковать и предвидеть. Но, как правило, без хорошего образования это делать труднее», — уверен Михаил Ермаков. Сходную мысль развивает Артем Констандян: «Для бизнесмена главное качество — предпринимательская способность. Но если его бизнес выходит на высокий уровень, вне зависимости участвует бизнесмен в управлении или просто выступает в роли владельца, высокий образовательный и культурный уровень — один из факторов успеха». «Я считаю, что образование способствует и сопутствует успеху. Но успех бизнесмена все же рождается в результате упорного труда, а также во многом благодаря просто удаче», — подытоживает Сергей Суров. Игорь Буланцев также не дает однозначного ответа: «Здесь есть подход предпринимателя, который придумывает бизнес, чувствует рынок, видит свободные ниши. Для такого человека образование — безусловно, необходимо, но все же это второй вопрос. И подход специалиста, которого, как говорят, знания кормят. Хотя с развитием бизнеса в России знания становятся все более востребованными».

Также отмечается, что в банковском мире очень важно обладать такими свойствами, как порядочность, честность, надежность, твердость в словах и делах, — тогда люди верят тебе и доверяют в управлении собственными деньгами. А успех обычно приходит тогда, когда есть все составляющие — и достойное, регулярно обновляемое образование, и таланты, данные природой.

Alma mater российских банкиров

Финансовая академия, она же Московский финансовый институт (в прошлом), она же «Финка» (в народе), — настоящая кузница российских банковских кадров. Помимо президента Сбербанка Андрея Казьмина выпускниками этого вуза являются и председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов, и президент Банка Москвы Андрей Бородин, и предправления МДМ-банка Андрей Савельев, а также предправления Мосводоканалбанка Татьяна Бибикова. Красные дипломы Финансовой академии получили заместители предправления Внешторгбанка Алексей Акиньшин и Геннадий Солдатенков. «Финку» дружно окончили зампреды Росбанка Михаил Алексеев, Игорь Антонов, Сергей Кошеленко и Михаил Киселев. Традиционно сильные экономические вузы, такие как МГИМО, Высшая школа экономики, РЭА им. Плеханова, МГУ, ГУУ и АНХ, значительно уступают по популярности среди банкиров главному финансовому вузу страны.

КОММЕНТАРИИ

ЕЛЕНА ШИЛИНА, заместитель директора департамента розничного бизнеса Росбанка:

— Оба высших образования я получала в США. Первое — в Smith College, где специализировалась на математике. Образование я получила очень хорошее, но было трудно — даже не учиться, а жить в другой стране, где на меня, русскую, смотрели как на пришельца с Марса. После трех лет работы я поняла, что будущее связываю с бизнесом и мне хочется получить больше знаний о нем. Я выбрала Гарвард, потому что упор там делают не на теорию, а на практику: в преподавательский состав входят топ-менеджеры крупнейших компаний мира, а методика обучения строится на разборе практических ситуаций. Учеба там оказалась крайне полезной. Сейчас при принятии решений я нередко вспоминаю практику тех компаний, которые уже сталкивались с подобными ситуациями, изучаю и учитываю их опыт.

НИКОЛАЙ БОГОЛЕПОВ, начальник управления по работе с клиентами Межпромбанка:

— Выбор первого вуза был сделан под воздействием внешних обстоятельств: сказалась профессия родителей — потомственных врачей. Во мне видели продолжателя семейных традиций, и мои попытки настоять на поступлении в экономический вуз, что было бы логичным после физико-математической школы, не воспринимались всерьез. И я пошел в медицину, которая оказала огромное влияние на формирование моего менталитета, одарила особым взглядом на мир — в чем-то философским, в чем-то приземленно практичным, открыла секреты человеческой психологии, что в дальнейшем не раз помогало в работе. Но студенческое участие в обходах и операциях стало отнимать слишком много душевных сил, сострадание и желание выполнить долг стали требовать колоссальной самоотдачи и энергии. По окончании обучения я вернулся к идее, с которой оканчивал школу, и поступил в Финансовую академию.

НИКОЛАЙ ШИТОВ, президент Городского ипотечного банка:

— Первое образование я получил в МИФИ. Выбор физико-математического вуза тогда для меня был единственно правильным. Мне в принципе было интересно заниматься физикой, к тому же технические вузы очень хорошо структурируют мышление, дают навыки системного анализа, учат работать с цифрами, что мне не раз потом пригодилось. Позднее мне хотелось получить степень МВА на Западе и желательно в одной из мировых финансовых столиц, но очень долго этого сделать не удавалось. Однако грянул кризис, и я решил, что самое время. Бизнес-степень получил в Imperial College при Лондонском университете. Что дало обучение? Умение ориентироваться в бизнесе, использовать международные подходы и принципы для его построения в России, а также то, за чем, собственно, ехал, — концентрированные знания в области финансов, накопленные в мировой практике за многие годы.


Источник: hr-portal.ru