Results not found

По вашему запросу ничего не найдено

Попробуйте отредактировать запрос и поискать снова

HR-советы

Кадровое обеспечение молодежной политики опыт германии

Article Thumbnail

Вместо общих замечаний о деятельности ведомства по делам молодежи, содержащихся в старом законе, законодатель включил в новый дифференцированный спектр задач социальной помощи молодежи. Развитие отрасли происходит путем движения от чисто молодежной работы к социальной работе с молодыми кадрами.

Закон «О помощи детям и молодежи» стал законодательной основой формирования системы работы с детьми и молодежью. Особенность закона — его выраженная направленность на решение вопросов социального благополучия молодого населения страны. Причем закон направлен не на воспитание и образование, а на социальное благополучие в процессе интеграции молодого человека в современное общество. Социальная помощь и поддержка детей и молодежи выделена в нем как необходимое условие, которое обеспечивается государством в случаях, когда человек нуждается в такой помощи. Молодой человек первоначально должен быть сыт, одет, иметь приемлемые жилищно-бытовые условия. А в случае возникновения острых социальных проблем мог рассчитывать на помощь со стороны государства.

Подобный комплекс задач, которые необходимо выполнить на государственном уровне, определил и тип специалистов, способных их решить. Основными специалистами отрасли молодежной политики в Германии являются социальные работники, социальные педагоги, воспитатели. Кроме них в отрасли работают управленцы, чиновники, привлекаются эксперты — представители социальных наук. Специальность социального работника и социального педагога требует окончания университета с 6-летним обучением. Специальность воспитателя предполагает 3-летнее обучение.

В нашей стране социальные работники и социальные педагоги — уже достаточно известные профессии. Специфику в их деятельность вносит вид учреждения, в котором работает специалист. В области молодежной политики растет численность социальных педагогов, но практически нет или очень немного социальных работников, что вполне объяснимо.

В России молодежная политика постоянно балансирует между социальной и образовательной политикой, фактически не имея прав, предусмотренных для каждой из этих сфер. По сути, ей предлагается занять какую-либо свободную нишу, до которой у статусных ведомств не доходят руки. Среди специалистов в области молодежной политики довольно много педагогов, работающих во внешкольных учреждениях органов по делам молодежи. Специализация педагогов довольно широкая и определяется направлениями работы с детьми во внешкольных учреждениях органов по делам молодежи. Специалисты по социальной работе с молодежью, социальные педагоги, психологи есть там, где руководителям субъектов Российской Федерации и главам муниципальных образований удалось закрепить право на создание социальных учреждений для молодежи. Такие учреждения с успехом работают, например, в Башкортостане, Москве, Краснодаре. Именно создание и развитие учреждений социального обслуживания молодежи становится основанием для развития группы специалистов этого направления.

Как уже отмечалось, в Германии область молодежной политики является составной частью социальной работы с населением, она выделилась и развивается, специализируясь на оказании социальных услуг детям и молодежи. Говоря о социальных услугах, разумеется, учтены и услуги правового характера, потому что отстоять социальные права можно лишь, руководствуясь имеющимся законодательством. Итак, первая особенность, определяющая специфику кадровой молодежной политики, — выполнение законодательства по оказанию социальных услуг и помощи детям и молодежи.

Направления социальной работы с молодежью разнообразны, что также вносит свои особенности в специализацию социальных педагогов и социальных работников. Социальный педагог, работающий с семьей, имеет свою специализацию, в отличие от социального педагога, оказывающего услуги 15-летнему подростку, приехавшему из другой страны.

Особенностью профессиональной подготовки социальных педагогов является то, что они имеют психологическое образование, но знания психологии органично вплетены в деятельность по оказанию помощи пациенту. Иными словами, пациенту нужно оказать услугу клиенту, предложить помощь, а не просто провести диагностику или выявить особенности его психического развития. Поэтому в штате учреждений мы не встретили психологов. Направленность специалистов на оказание практической социальной помощи делает теоретические знания специалиста предпосылкой, играющей роль основания, на котором вырастает программа индивидуальной социальной, психологической и правовой помощи. Проведение психологической консультации без нацеленности на решение проблемы будет воспринято как незавершенная, не доведенная до конца работа. Нацеленность на практический результат принципиально отличает социальную работу с молодежью в Германии и определяет деятельность специалистов по социальной работе с молодежью.

Основанием практичности является индивидуальная программа социальной реабилитации, которая разрабатывается в отношении конкретного пациента и принимается в учреждении. В разработке программы принимает участие широкий круг специалистов. Для определения формы индивидуальной социальной работы могут быть приглашены ученые, управленцы от молодежной политики, социальные педагоги данного учреждения. В основе принятия индивидуальной социальной программы — учет результатов социально-педагогической диагностики, психологические и физиологические характеристики ближайших родственников. В принимаемой программе также учитывается результат работы, уже проведенной с клиентом.

Вторая важнейшая особенность организации кадрового обеспечения молодежной политики Германии заключается в передаче функций ведомств общественным организациям. Учреждения общественных организаций составляют основную массу учреждений, где и работают специалисты отрасли. В Германии существует 6 крупных общественных организаций, которые содержат учреждения по социальной работе с молодежью. Например, организация AWOe.V — «Союз благоденствия рабочих» представлена во всех городах Германии, имеет различные виды учреждений: от детских садов до молодежных центров. Наиболее сильно развиты учреждения AWOe.V в Дюссельдорфе, где в учреждениях AWOe.V работает около 1000 сотрудников. Роль Федерального центра снижена, работа ведется через региональные союзы общественных организаций. Все учреждения принадлежат региональным союзам общественных организаций.

Примечание. Социальный работник — специалист, который оказывает материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким престарелым людям, многодетным матерям, детям-сиротам, лицам, страдающим тяжкими недугами, алкоголикам и наркоманам, бедствующим гражданам, находящимся в состоянии психической депрессии в связи с экологическими катастрофами, межнациональными конфликтами и войнами, потерей близких, семьи, жилья. Выявляет граждан, нуждающихся в такой помощи, определяет характер и объем необходимой помощи.

Социальный педагог — это специалист, осуществляющий следующие виды профессиональной деятельности: научно-методическая; социально-педагогическая; воспитательная; культурно-просветительская; коррекционно-развивающая; управленческая. Социальные педагоги поддерживают отношения со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, с родителями (законными представителями) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.

Формируя штатный состав учреждения, руководитель общественной организации и руководитель учреждения исходят из целесообразности. Единых нормативных документов, регламентирующих состав специалистов в учреждении для молодежи, нет. Как уже отмечалось, основные группы специалистов — социальные педагоги, социальные работники, воспитатели и руководители. В штатном расписании учреждения обязательно представлен обслуживающий персонал. Возможность формирования штатов специалистов учреждений определяет гибкость кадровой системы. Главным условием, обеспечивающим профессиональный уровень оказания услуг, является квалификация специалистов, подтвержденная дипломом и документами о повышении квалификации.

Работа российских учреждений сферы государственной молодежной политики показывает, что прописать до мелочей функциональные обязанности специалистов невозможно. Допустим, как вместить в должностную инструкцию специалиста по социальной работе и социального педагога функции, связанные с проявлением общечеловеческих качеств, навыков в области оздоровления, оказания бытовых услуг? Бесконечная регламентация только утяжеляет управленческий процесс, не обеспечивая его гибкость и ориентацию на результат. Основные характеристики специальности задаются при обучении специалистов и повышении квалификации, а дальше специалист должен быть готов к работе с учетом всех ее многообразных вариантов и ситуаций.

Опыт Германии показывает, что принадлежность учреждения к общественной организации позволяет не только уйти от барьеров по подбору специалистов, возведенных в российской системе ведомственного формирования кадров учреждений, но и позволяет освободиться от огромного числа регламентирующих документов, инструктивных писем и пр., которые, как правило, только затрудняют работу.

Организация деятельности общественных организаций в Германии имеет свою историю. Один из принципов, положенных в основу деятельности учреждений по социальной работе с молодежью, заключается в том, что, по мнению законодателей, лучше решить человеческие проблемы сможет не административная структура, а организация, находящаяся как можно ближе к человеку с его проблемами. При определении предпочтений в вопросе: кому выделить средства из бюджета — общественной организации или муниципальной структуре — безусловный приоритет за общественной организацией. Только тогда, когда для решения проблемы не находится соответствующей общественной организации со своими учреждениями, заказ уходит в муниципальные службы.

В-третьих, существует еще один очень важный организационный механизм, который коренным образом влияет на результат работы специалистов. Механизм этот заключается в использовании принципа конкурсного отбора общественной организации для реализации муниципального заказа. Поясню это на конкретном примере.

Наша делегация присутствовала на заседании группы экспертов по определению индивидуальной программы социального сопровождения, разрабатываемой для 15-летней девушки по имени Линда. В группу экспертов входили: представитель управления по делам молодежи муниципалитета, представители отделений двух общественных организаций, социальный педагог, который работал с Линдой, представитель научно-методического направления, 2 социальных педагога. Линда жила с матерью и братом после развода матери с отцом. Кризисное состояние матери отразилось на ее поведении. Линда также имела проблемы: она с трудом усваивала общественные требования, не уживалась с матерью. Дело доходило до критических состояний: угроз расправы со стороны матери. Девочку переселили в дом для подростков. Линда прожила в нем несколько месяцев, но снова возникла острая ситуация: девочка тяжело относилась к исполнению требований, установленных для всех. Встал вопрос, что делать дальше? Сама она выражала желание жить с матерью или самостоятельно, но признавала, что помощь социального педагога ей необходима. После детального обсуждения ситуации группой экспертов были сформированы предложения для осуществления программы помощи. В частности, было предложено найти для Линды 2 социальных педагогов: мужчину и женщину, поискать вариант ее жизнеустройства. Участвующие в обсуждении общественные организации договорились, что через неделю они смогут предложить свои кандидатуры социальных педагогов и варианты учреждений, где могла бы пребывать Линда. Ровно через неделю руководитель управления по делам молодежи определяет наиболее интересный вариант и договаривается с общественной организацией о выполнении индивидуальной программы реабилитации девочки. Соответственно, принимаются решения о стоимости данной программы, средства на реализацию которой получит конкретная общественная организация.

Таким образом, запускается механизм стимулирования деятельности общественных организаций и их ориентация на конечный результат. Если общественная организация с имеющимися у нее организациями и учреждениями не справится с программой реабилитации девочки, то в другой раз управление по делам молодежи может отдать предпочтение другой организации.

Что уже сегодня можно использовать в России из опыта социальной молодежной работы немецких коллег? В первую очередь, технологии работы. В России практика работы с общественными организациями есть, но сами они, как правило, не выходят в область индивидуальной социальной работы с трудным контингентом, напоминают молодежные организации досугово-творческого профиля с родимыми пятнами молодежных политических организаций.

Основное противоречие в развитии российской молодежной политики заключается в том, что у нашей молодежи много проблем, для их решения есть квалифицированные специалисты, однако нет механизма управления, который бы позволил эффективно реализовать задачи государственной молодежной политики. А кадровое обеспечение молодежной политики является элементом всей системы молодежной работы, формы и методы которой непосредственно влияют на формирование кадрового корпуса.


Источник: hr-portal.ru