Results not found

По вашему запросу ничего не найдено

Попробуйте отредактировать запрос и поискать снова

HR-советы

Кем вы себя видите через пять лет?

Article Thumbnail

«Кем вы себя видите через пять лет?» — такой, на первый взгляд, незамысловатый вопрос во время собеседования задает почти каждый рекрутер. «Профессионалом!» — может лаконично ответить кандидат… и, вполне вероятно, будет сразу же вычеркнут из списков претендентов на вакантную позицию.

Чаще всего HR’ы ожидают достаточно подробного, обоснованного и подкрепленного уже приобретенным опытом работы ответа, а не тривиальной формулировки: «Хочу быть руководителем!». И здесь кандидаты выкручиваются кто как может. Одни готовы клясться на Трудовом кодексе, что в течение ближайших пяти лет видят себя сотрудниками этой и только этой компании. Другие сдержанно описывают свое будущее на вполне средних позициях. Третьи не боятся открыть амбициозные планы продвижения по карьерной лестнице. Проблема лишь в том, сколь умело у них это получается. Хотят ли люди вообще отвечать на этот вопрос? Далеко не всегда. Некоторые кандидаты все же опасаются честно признаться в собственных планах — как весьма грандиозных, так и совсем скромных. Логика проста: скажешь о том, что планируешь стать начальником, и автоматически закроешь перед собой двери этой компании. Ведь беседует с соискателем сам руководитель, который покидать свое кресло не собирается. «Поработаю у вас три года и уйду в другую фирму, потому что наверняка захочу сменить сферу деятельности», — нет, и так тоже не скажешь: кому нужен сотрудник, изначально ориентированный на уход?

Вариант третий: «Ближайшие пять лет я планирую работать в вашей компании на одной и той же позиции». Не поверят, сочтут за грубую лесть или увидят в тебе неуверенного человека. Остается одна нейтральная формулировка, подсказанная в дискуссиях интернет портала: «Планирую подняться на однудве ступеньки выше». Красиво звучит!

Правда, еще можно просто отшутиться, и тут все зависит от того, если ли у рекрутера чувство юмора. В рекламном агентстве OpenMedia с ним проблем нет. Кирилл Полетаев, финансовый директор, вспоминает, как во время собеседования на позицию PR менеджера остроумный кандидат на вопрос «Где вы себя видите через пять лет?» ответил: «В кресле президента компании». Надо заметить, шутка оказалась удачной: в настоящий момент этот человек руководит одним из отделов агентства. И кто знает, какую должность займет через пять лет…

Смех смехом, а стоит ли вообще обращаться к соискателям с вопросом, раз кто-то отшучивается, а кто-то отмалчивается? «Такой вопрос относится к так называемым «шаблонным», а профессионалы от рекрутинга стремятся избегать шаблонных формулировок, потому как на них чаще получаешь не искренний ответ, а домашнюю заготовку, обращает внимание Каролина Панферова, директор по развитию бизнеса компании Lyte Recruitment Services. А как всякая заготовка, этот ответ никоим образом не помогает в раскрытии потенциала соискателя и в определении его устремлений. Скорее рекрутерам необходим ряд иначе сформулированных, связанных с будущим человека вопросов, которые помогают глубже понять мотивацию соискателя, послушать ход его рассуждения, получить больше информации о его предпочтениях».

В целом можно говорить о том, что рекрутеры в своих профессиональных дискуссиях разбились на два лагеря. Одни считают, что со стороны специалиста по подбору персонала достаточно наивно задавать вопрос о развитии карьеры через пять лет. И эту позицию можно обосновать несколькими распространенными точками зрения. Например, одна из них: молодые соискатели вчерашние и сегодняшние студенты еще не созрели для того, чтобы на столь длительный срок планировать свой карьерный путь. Эти люди практически не знакомы с устройством компании и попросту не знают своих возможностей, особенно в рамках фирмы, пригласившей на собеседование. А Раиса Мысловская, руководитель отдела FMCG рекрутинговой компании «3R Recruitmnet Company» считает, что этот временами такой вопрос не стоит задавать кандидатам, которые претендуют на позиции среднего и высшего уровня: рынок изменился, и иллюзии занять топ-позицию без необходимого для этого опыта пропали. Вопрос становится бессмысленным?

Рекрутеры, придерживающиеся иного мнения, полагают, что во время беседы соискатель должен без запинки поведать о своем плане «пятилетке». Ведь карьерист человек, который продумывает каждый свой шаг по крутой профессиональной лестнице. «Карьеру важно и нужно планировать!» считает значительная часть специалистов в сфере управления человеческими ресурсами. А посетительница одного интернет форума советует перед собеседованием выделить полчаса и написать ответ на этот простой и одновременно сложный вопрос, перечислив все должностные позиции, которые человек собирается занять в ближайшие 5 лет. Говорят, помогает особенно тем, кто традиционно тушуется под натиском прямых и проективных вопросов со стороны кадрового агентства.

Елена Губанова, руководитель отдела «Финансы и банки» рекрутинговой компании «3R Recruitment Company», из второго лагеря рекрутеров и считает, что ключевой вопрос о карьерных планах должен присутствовать в анкете соискателя. Другое дело, что совершенно не обязательно заговаривать о пятилетке. «Цифра может быть меньше, поясняет Елена Губанова. Но ни в коем случае не больше, чем пять лет. Лично я спрашиваю о планах на ближайшие год-два». К слову, важно грамотно сформулировать этот, казалось бы, несложный для озвучивания вопрос. Иначе рекрутер рискует услышать о планах создания семьи, покупки квартиры и т.п. «Собеседование при приеме на работу не сеанс психотерапии. Правильно (и вовремя) поставленным уточняющим вопросом надо сразу же направить человека в нужное профессиональное русло», подытоживает мысль Елена Губанова.

Вероятно, вопрос «Кем я хочу быть через несколько лет?» актуален не для всех профессий. Художник зачастую ответит художником, журналист журналистом… «А в финансовой и банковской сфере выяснить это необходимо, уверяет Елена Губанова. Умение планировать, прогнозировать, рассчитывать свои действия и действия других людей (или целых отделов, организаций) одно из важных качеств профессионала, тем более управленца в этой сфере».

Возвращаясь к теме молодых соискателей, Елена Губанова вспоминает эпизод, когда на работу пришел устраиваться молодой человек 22-х лет с полугодичным опытом работы.
Кем вы видите себя через 3 года? спрашивает рекрутер?
Топ-менеджером в банке, не колеблется соискатель.
В каком-то конкретном отделе? Какая именно сфера вас интересует?
Ну… Не знаю. В каком понравится, в таком и буду! уверенно отвечает молодой человек.
Э-э, хорошо. А кто такой топ-менеджер, на ваш взгляд? рекрутер в замешательстве.
Как кто? Это самый главный в банке!
На работу в тот банк юноша не попал. По мнению Елены Губановой, молодому человеку сначала нужно поработать над формулировкой собственной позиции с тем, чтобы на другом собеседовании отвечать на такой же вопрос конкретнее и реальнее.

Между тем, Каролина Панферова считает, что человеку, «неудачно» ответившему на вопрос о будущем, не следует окончательно отказывать. «Потому что нет такого «магического» вопроса, который бы решал судьбу кандидата. Собеседование это не правильные вопросы и ответы, а размышления двух партнеров рекрутера и соискателя о необходимости перемен в жизни ищущего работу, о правильности такого решения», резюмирует она.

Совет соискателю

Каролина Панферова: «Если вы все-таки получили прямой вопрос о ваших планах на будущее, старайтесь отвечать на него искренне. Потому что в паре с рекрутером вы можете решить, действительно ли вам нужна эта позиция чтобы осуществить свои мечты, и поможет ли она реализовать ваши карьерные амбиции. Решение о смене работы серьезный шаг, и в этом случае рекрутер ваш первый и заинтересованный помощник».


Источник : hr-portal.ru