Results not found

По вашему запросу ничего не найдено

Попробуйте отредактировать запрос и поискать снова

HR-советы

Кнут и ролик

Article Thumbnail

О системе наказаний в компании MB на рынке давно ходят легенды. «Секрет фирмы» решил разобраться, на чем держится эта система.

Прогулка по замку

У самого входа в офис МВ меня встретила сотрудница компании: «Вы журналист? Покажите паспорт!» Как будто в паспорте написано, кем я работаю. Какое-то время я простоял на проходной, потому что охрана не могла определить, кто будет провожать меня до двери на обратном пути. А потом спросил у девушки, что будет, если меня никто не проводит. «Придется ночевать здесь»,– пошутила она.

Но мне было не смешно. У компании MB (продажа офисной техники) на рынке труда недобрая слава. На интернет-форумах, где обсуждают черные списки работодателей, количество эмоциональных комментариев в ее адрес насчитывает не одну страницу. «Хотите устроиться в МВ? Отличная мысль, если вам нужно похудеть килограмм на десять»,– едко замечает бывшая сотрудница.

Как рассказывает бывший программист МВ Михаил Гричик, в комнате, где он работал, висел плакат: «Обращаться по отчеству или на вы запрещается, иначе тебе штраф». Над кофемашиной красовалась надпись, что тот, кто использует последнюю порцию кофе и воды и не заправит машину вновь, будет подвергнут штрафу в $­50. По словам Михаила, одного программиста, нарисовавшего не слишком красивый интерфейс, заставили выводить мелками на асфальте перед входом в офис: «Я, ФИО, не умею писать простые программы». Сотрудник отказался это делать и уволился. Тогда в кабинетах программистов в назидание повесили пакеты с мелками и плакат: «Я, ФИО, не умею писать простые программы». «Еще руководство любит пользоваться громкоговорителями,– говорит Михаил Гричик.– Если, например, кто-то вышел на обед и не отметил свою отлучку, на весь офис раздается приказ: „Сидоров Иван! Вернись на свое рабочее место!”»

Кажется, что обстановка в компании не самая комфортная.

Компания МВ ищет не просто сотрудников, а тех, кто сумеет выжить, работая здесь

Корпоративная юстиция

Но в целом впечатление об МВ оказалось вполне благоприятным: автоматические стеклянные двери, никакого обыска и металлоискателей. Правда, на стенах висят объявления, что в здании ведется видеонаблюдение, а сотрудников по громкоговорителю постоянно просят кому-то позвонить. Голоса сверху, кажется, только подстегивают сейлзов. Так что компания похожа не на тюрьму, а скорее на галеру, где барабанный бой помогает гребцам работать быстро и слаженно.

«Система негативной мотивации была создана в МВ после кризиса 1998 года»,– рассказывает владелец компании Кирилл Марушин. Тогда, в условиях потери компаниями капитала, требовалось увеличить объемы продаж, и МВ отлично справилась с этой задачей. В ситуации, когда у людей не было уверенности в будущем, негативная мотивация оказалась хорошим способом заставить их работать. Марушин не без гордости говорит, что в те годы компания зарабатывала даже больше, чем сейчас. По его словам, именно психологией дефолта объясняется то, что все штрафы в МВ начисляются в долларах. «Тогда было совершенно иное восприятие доллара: все считали, что оштрафовать на доллар – это серьезное наказание»,– объясняет владелец.

В МВ существует четкая классификация проступков и санкций. Как говорит руководитель администрации компании Владислав Сивер, все нарушения делятся на три вида. Во-первых, штрафы за опоздания на работу. Их автоматически выносит всем нарушителям программа MB Server. Цена опоздания – $­1 за минуту. Во-вторых, штрафуют за производственные ошибки, которые ведут к потере денег или товара компании. Этот штраф назначает руководитель, который обнаружил ошибку, а размер зависит от нанесенного ущерба.

Наконец, по словам Сивера, существуют и административные штрафы. В компании есть набор правил, с которыми знакомят каждого нового сотрудника. Они регламентируют, как здороваться с начальником, как одеваться, как реагировать на распоряжения. Например, «когда заходишь к начальнику, нужно садиться, не спрашивая разрешения». В зависимости от серьезности нарушенного правила может следовать штраф от $­5 до $­100; самый тяжелый проступок – взяться за какое-либо задание и не выполнить его. «А еще в МВ запрещали, чтобы в офисе звенели мобильные телефоны – за это взимали $­20,– говорит Михаил Гричик.– Вот сейчас на столе моего коллеги трезвонит телефон и мешает работать, а сам он отошел. Ему бы тот штраф!»

При этом взыскания можно и обжаловать. Например, Михаил Гричик за полтора года работы в МВ был наказан на $­50, хотя штрафы ему выносили довольно часто. Практикуются и условные наказания. «Вот видите, у Павловой штраф 2900 рублей: „плохая работа над дебиторкой”,– рассказывает директор департамента продаж Оксана Чирко.– Некоторое время он был условным, но через месяц его подтвердили. Затем она исправилась, и ей выписали 2900 рублей компенсации». Как говорят в компании, условные штрафы очень полезны – у человека не просто отнимают деньги, но дают понять, что есть возможность их не лишиться.

Секреты наказания

Система негативной мотивации, по мнению Оксаны Чирко, нужна компании для того, чтобы люди не снижали требований к себе, могли четко соблюдать регламент и адаптироваться к жесткому ритму работы. «Мы платим хорошие деньги, но мало людей, которые могут и хотят работать, как мы. Мы ищем не просто менеджеров по продажам, а пытаемся найти таких, которые у нас выживут»,– говорит Чирко.

Но выжить в таких условиях способны немногие.

– Вы знаете, что вашу компанию на рынке труда называют тюрьмой? – спрашиваю я Кирилла Марушина.

– Я не понимаю, как можно называть тюрьмой место, куда можно свободно зайти и так же свободно выйти,– пожимает плечами владелец MB.

– Да, но от вас уходит очень много людей.

– Со слабым сотрудником – как с нелюбимой женой: и бросить жалко, и жить тяжело. Но зачем мучить друг друга, когда можно просто разойтись?

Со времен кризиса классификация штрафов и даже их размеры остались в МВ практически неизменными. Однако сама система изменилась. «Когда мы ее вводили, все было другим – и государство, и бизнес, и люди. Сейчас все поменялось, меняемся и мы»,– говорит Кирилл Марушин. Владислав Сивер поясняет, что около года назад компания взяла курс на отмену штрафов.

Так, раньше правом выносить административные штрафы в компании был наделен почти каждый руководитель. Через какое-то время стало заметно, что начальники выписывают штрафы просто для того, чтобы свести счеты с неугодными сотрудниками. Руководство компании фактически теряло контроль над системой негативной мотивации. «Мы встали перед выбором: или изменить этих начальников, или изменить систему,– рассказывает Владислав Сивер.– Изменили систему». Теперь выносить административные штрафы могут только руководители департамента и члены администрации. Результат: в компании стали намного меньше штрафовать.

Но, похоже, МВ никогда не откажется от негативной мотивации, поскольку Кирилл Марушин понимает под этим словом вовсе не штрафы.

По словам владельца, когда работник МВ совершает серьезную ошибку, компания снимает видеоролик с его участием: виновник объясняет, в чем причина ошибки и какие последствия она будет иметь для компании. «Важно не то, что нарушителя оштрафуют, а то, что все увидят: за нарушение, повлекшее вред для компании, должен кто-то заплатить,– объясняет Марушин.– Поэтому негативная мотивация содержится не в штрафе, а в этих видеороликах, которые мы рассылаем на компьютеры сотрудников».

Правда, как считают HR-консультанты, подобные методы усиления наказания далеко не всегда повышают исполнительскую дисциплину, потому что могут вызывать у людей сильный протест. Видимо, поэтому некоторые бывшие сотрудники MB считают, что прошли хорошую школу жизни. «Предлагаю приравнять один год работы в МВ к альтернативной службе в армии»,– говорит Михаил Гричик.

Возможно, МB удастся и дальше удерживать позиции на рынке с помощью своей неоднозначной системы мотивации. Но для того чтобы занимать новые рубежи, нужны люди, которые привыкли работать не из-под палки. А вырастить их в таких условиях весьма непросто.

Как правильно наказывать сотрудников

Разра ботать систему стандартов. Это самое главное, но и самое сложное во всей практике наказаний. Если компания хочет каким-то образом ограничить и направить в нужное русло поведение сотрудника, то сперва надо поставить «флажки», за которые нельзя заходить, а уже потом подключить «электрический ток». Если такую систему не разработать с самого начала, люди будут считать наказания несправедливыми и неэффективными.

Разработать нормативы, то есть размер штрафов. Главный принцип – наказание всегда соразмерно преступлению. Меры должны быть чувствительными и в то же время соответствовать представлениям сотрудников о справедливости. При назначении размера штрафов компании изучают опыт коллег, учитывают размер зарплат персонала, особенности местного рынка труда и т. п. Иногда полезно провести фокус-группы с менеджерами и сотрудниками.

Донести информацию до сотрудников. Разработав систему наказаний, компания должна правильно ее коммуницировать и довести основные положения до сведения персонала. Система должна быть понятной сотрудникам всех уровней, иметь внутреннюю справедливость и логику, чтобы не возникало разночтений. Обычно подобную информацию сообщают на общих собраниях коллектива, чтобы сразу снять вопросы и разъяснить все нюансы новых правил.

Систему наказаний нужно применять последовательно. Если проступок совершен, а сотрудника не наказали или, наоборот, наказали слишком сурово, это может дискредитировать систему в целом. И в дальнейшем компании будет очень сложно убедить людей в справедливости своих решений. Только последовательное применение системы наказаний будет способствовать повышению дисциплины и ответственности сотрудников.

Отслеживать эффективность системы наказаний. Это нужно делать хотя бы раз в полгода или год, потому что практика наказаний не является чем-то застывшим. В случае необходимости компаниям стоит отменять или корректировать некоторые положения. Российские работодатели периодически пересматривают систему наказаний (как и систему положительной мотивации) в зависимости от того, как меняются бизнес-цели организации.


Источник : hr-portal.ru