Results not found

По вашему запросу ничего не найдено

Попробуйте отредактировать запрос и поискать снова

Офисная жизнь

Диагностика трудовых характеристик безработных, ищущих работу

Article Thumbnail

В статье предлагается описание удобной и экономичной методики изучения социальных сетей безработных, находящихся на учете в центре занятости населения. Показано, как опрос отдельных и наиболее типичных его представителей, выступающих в качестве информантов, отражает черты эрзац-структур, характерных для их отношений с ближайшим окружением.

Специалисты сферы HR в своей повседневной работе сталкиваются с необходимостью быстрой и эффективной диагностики трудовых характеристик клиентов, обращающихся для трудоустройства. Традиционным путем является использование стандартизированных психологических методик проективного характера и/или тестов, возможны предварительные беседы с целью выяснения мотивации к труду или более сложных образований, называемых диспозициями социального поведения личности в отношении труда, трудовой деятельности [2]. В то же время существуют и дополнительные варианты получения информации на подобную тему. Автор статьи предлагает обратить внимание на возможности использования отдельных методов и сконструированном на их основе инструментарии социологического исследования. Обычно социологические исследования ассоциируются с масштабными изучениями общественного мнения и опросом большого числа респондентов, но в связи с развитием методного потенциала науки стало возможно изучение и небольших, типичных сообществ. Результаты подобных исследований вполне информативны, а канва их проведения может стать полезным подспорьем в работе специалистов HR-отрасли. Далее представлен вариант такого исследования, приводятся методика создания инструментария, процедура сбора данных, возможности обработки и интерпретации результатов.

«Личная годность» как характеристика потенциала человека

на рынке труда

Планирование любого исследования (фундаментального характера или узко прикладного) всегда осуществляется с опорой на определенные теоретические основания, которые делают процесс изучения структурированным и логичным. Для изучения трудовых характеристик безработных был выбран метод анализа социальных сетей. Читатели уже могут быть знакомы с понятием «социальные сети», пользуясь ресурсами «Одноклассники», «ВКонтакте» и т. п. Но это, так сказать, всего лишь идентичный набор слов, не отражающий научного, социального взгляда на устроение общества и систем индивидов в нем. Под социальной сетью в самом общем смысле в данной работе понимаются совокупность взаимодействий между социальными объектами и выявление условий возникновения этих взаимодействий. Социальные взаимодействия состоят из конечной совокупности социальных акторов и наборов связей между ними, причем в одну и ту же социальную сеть могут входить акторы различных типов, обладающие определенными свойствами (атрибутами) и связанные разнообразными по интенсивности взаимодействиями. В качестве акторов могут рассматриваться отдельные индивиды, социальные группы, организации и т. д. Будучи взаимосвязаны отношениями обмена информацией или ресурсов, акторы образуют различные структуры.

Словарь управления персоналом. Актор (от лат. actor — деятель) — один из основных терминов теории анализа социальных сетей, единица анализа, подразумевающая отдельного человека (государство, народ, организацию), вовлеченного в социальное отношение (отношения).

Анализ социальных сетей — научное направление, изучающее и интерпретирующее паттерны социальных связей между акторами.

Паттерн (от англ. pattern — образец, пример, принцип) — набор стереотипных поведенческих реакций или последовательностей действий.

Для оценки трудовых характеристик безработных была разработана методика, оценивающая потенциал человека в контексте его возможностей, знаний и умений на рынке труда. Возможен и другой способ фиксации этих же параметров, и он успешно осуществляется посредством учета квалификационных и прочих формальных характеристик субъекта при обращении в службу занятости, когда все сведения о нем вносятся в специализированную производственную базу данных. Однако за границами анализа в таком случае остается возможность оценки сущностной для любого человека характеристики — воли субъекта как центра, что превращает его в «самостоятельный атом социальности» и делает основой той или иной социальной организации. Петр Струве считал необходимой организацию общества на основе «личной годности» как сочетания духовных свойств человека: «выдержки, самообладания, добросовестности, осознания личной ответственности за происходящее с ним и окружающим его миром, внутренняя самодисциплина личности» являются актуальными [1, с. 81]. Они являются подходящим теоретическим основанием для оценки этой самой «годности» безработных в контексте их микромира — взаимодействия с родственниками и друзьями, знакомыми. Ведь очевидно, что наличие в наборе квалификационных документов человека каких-либо номиналов еще не гарантирует его успешного социального функционирования во всех этих качествах. Соответственно, для понимания феномена безработицы и более эффективного управления человеческими ресурсами необходимо учитывать дополнительные параметры составляющих его субъектов и их сообществ. Одним из таких параметров можно считать характеристики безработных, проявляющиеся в их контактах с ближайшим окружением — родственниками и друзьями. Сведения можно получить через оценки небольшого количества информантов, типичных представителей своего сообщества. Таким образом, появляется возможность определенной экстраполяции полученных сведений на все сообщество безработных, с одной стороны, и на трудовое поведение на рынке труда [3].

Определение набора значимых ситуаций

В качестве метода сбора эмпирической информации был использован метод персональных интервью. Набор значимых для данного сообщества ситуаций был составлен в результате проведения фокус-групп с безработными городского центра занятости и анализа спектра услуг, предлагаемых различными организациями на территории Барнаула по информационно-справочному источнику «Дубль-ГИС Барнаул». В результате появился набор следующих предметных ситуаций: «Отремонтировать сантехнику», «Помочь с ремонтом квартиры», «Отремонтировать автомобиль», «Научить водить машину», «Отремонтировать компьютер», «Перевезти или перенести груз», «Перевести текст на иностранный язык», «Помочь выбрать профессию (вам или вашему ребенку)», «Профессионально проконсультировать по вопросам здоровья», «Составить налоговую декларацию, проконсультировать по вопросам налогообложения», «Проконсультировать по вопросам капитального ремонта дома», «Проконсультировать по юридическим вопросам», «Предоставить место для недельного проживания», «Пригласить вас отдохнуть на даче», «Одолжить крупную сумму денег», «Помочь при переезде», «Организовать праздник», «Устроить ребенка в детский сад», «Устроить ребенка в школу или перевести в другую школу», «Посоветовать вам или вашему ребенку спортивный клуб, секцию, спортивную школу», «Помочь поступить в учебное заведение (вам или вашему ребенку)», «Проконсультировать по вопросам внешности, одежды», «Обсудить взаимоотношения в семье», «Посидеть с детьми», «Помочь с уходом за больным», «Обсудить вопросы взаимоотношений в семье», «Проконсультировать по обращению с домашними животными», «Найти работу», «Выбрать политическую позицию».

В дальнейшем при обработке и анализе данных все ситуации были поделены на группы: обмена профессиональными знаниями и умениями, обмена материально-экономическими благами и обмена эмоционально-личностной поддержкой. Мысль о подобном делении не нова, так, Дж. Тернер предлагал делить потоки информации в социальных сетях на материальные, символические и эмоциональные, а К. Кук и Дж. Уитмейер выделяли материальные, информационные, символические и т. д. [5].

Составленный бланк полуформализованного персонального интервью предполагал указание каждым информантом своего участия или неучастия в каждой из ситуаций. В качестве акторов выступают: сам безработный, его родственники, его друзья. Вся совокупность безработных, обращающихся за содействием в государственные центры занятости, была предварительно поделена на три подгруппы лиц: находящиеся без работы менее месяца, находящиеся без работы от месяца до года, находящиеся без работы более года. Выборку информантов можно построить как случайный отбор 30 информантов из каждой подгруппы с соблюдением пропорциональности по полу и возрасту из всех приходящих в городской центр занятости населения в течение дня.

Визуализация данных. Элементы теории графов

Словарь управления персоналом. Теория графов — раздел конечной математики, особенностью которого является геометрический подход к изучению объектов. Позволяет анализировать и визуализировать данные реляционного характера.

Граф представляется как множество вершин (узлов), соединенных ребрами. Объекты представляются как вершины, или узлы графа, а связи — как дуги, или ребра. Для разных областей применения виды графов могут различаться направленностью, ограничениями на количество связей и дополнительными данными о вершинах или ребрах.

Поскольку в описываемом исследовании природа данных такова, что не позволяет провести сравнение достоверного различия в статистиках между группами ситуаций и/или подгруппами актора «Безработный» с использованием традиционных для социологии статистических методов, то здесь возможно прибегнуть к использованию некоторых элементов теории графов, которая предоставляет аппарат визуализации реляционных данных о направлении и силе связи между акторами, составляющими систему отношений или показывающих на своем примере некоторые сущностные характеристики интересующей исследователя структуры [4]. Продемонстрируем это путем построения простого графа, состоящего из трех вершин знаменующих собой трех ключевых акторов: «Безработный», «Родственники», «Друзья». В качестве элемента, показывающего связь между вершинами, будем использовать линии; поскольку они направленные, то далее будем именовать их дугами. Графы построим несколько раз для того, чтобы показать паттерны поведения целевого для нашего исследования актора «Безработный» в контексте взаимодействия с акторами, составляющими его социальную сеть, в которой он с определенной степенью успешности реализует или не реализует свои способности. В каждом графе первая вершина — это отправитель (хвост дуги), вторая и третья — получатель (голова дуги). Дуга направлена от отправителя к получателю. Направленные стрелки изображены только от актора «Безработный» («б») к акторам «Родственники» («р») и «Друзья» («д») и от акторов «Родственники» и «Друзья» к актору «Безработный», поскольку отношения прочих акторов между собой в контексте данного исследования несущественны. Числа у каждой вершины в сочетании с направлением стрелки показывают значимость каждого направления, рассчитанные как пропорции от числа обращений между акторами и у внутренней границы стрелок — взаимодействия (рис. 1 — 9).

Сеть актора «Безработный» в ситуациях обмена

профессиональными навыками и умениями.

Подгруппа «Без работы менее месяца»

┌─────────────┐

│ б │

└─────────────┘

0,04 /│\ /│\ 0,01

┌─────────────────────────┘ └─────────────────────────┐

0,21 \│/ 0,02 0,02 \│/ 0,24

┌─────────────┐ ┌─────────────┐

│ р │ │ д │

└─────────────┘ └─────────────┘

Рис. 1

Сеть актора «Безработный» в ситуациях обмена

профессиональными навыками и умениями.

Подгруппа «Без работы от месяца до года»

┌─────────────┐

│ б │

└─────────────┘

0,03 /│\ /│\ 0,03

┌─────────────────────────┘ └─────────────────────────┐

0,26 \│/ 0,02 0 \│/ 0,17

┌─────────────┐ ┌─────────────┐

│ р │ │ д │

└─────────────┘ └─────────────┘

Рис. 2

Сеть актора «Безработный» в ситуациях обмена

профессиональными навыками и умениями.

Подгруппа «Без работы более года»

┌─────────────┐

│ б │

└─────────────┘

0,03 /│\ /│\ 0,03

┌─────────────────────────┘ └─────────────────────────┐

0,21 \│/ 0,01 0,02 \│/ 0,17

┌─────────────┐ ┌─────────────┐

│ р │ │ д │

└─────────────┘ └─────────────┘

Рис. 3

Сеть актора «Безработный» в ситуациях обмена

материально-экономическими благами.

Подгруппа «Без работы менее месяца»

┌─────────────┐

│ б │

└─────────────┘

0,04 /│\ /│\ 0

┌─────────────────────────┘ └─────────────────────────┐

0,4 \│/ 0,05 0,07 \│/ 0,4

┌─────────────┐ ┌─────────────┐

│ р │ │ д │

└─────────────┘ └─────────────┘

Рис. 4

Сеть актора «Безработный» в ситуациях обмена

материально-экономическими благами.

Подгруппа «Без работы от месяца до года»

┌─────────────┐

│ б │

└─────────────┘

0 /│\ /│\ 0,03

┌─────────────────────────┘ └─────────────────────────┐

0,3 \│/ 0,05 0,03 \│/ 0,32

┌─────────────┐ ┌─────────────┐

│ р │ │ д │

└─────────────┘ └─────────────┘

Рис. 5

Сеть актора «Безработный» в ситуациях обмена

материально-экономическими благами.

Подгруппа «Без работы более года»

┌─────────────┐

│ б │

└─────────────┘

0,03 /│\ /│\ 0,03

┌─────────────────────────┘ └─────────────────────────┐

0,35 \│/ 0,07 0,1 \│/ 0,32

┌─────────────┐ ┌─────────────┐

│ р │ │ д │

└─────────────┘ └─────────────┘

Рис. 6

Сеть актора «Безработный» в ситуациях обмена

эмоционально-личностной поддержкой.

Подгруппа «Без работы менее месяца»

┌─────────────┐

│ б │

└─────────────┘

0,05 /│\ /│\ 0,05

┌─────────────────────────┘ └─────────────────────────┐

0,3 \│/ 0,05 0,06 \│/ 0,24

┌─────────────┐ ┌─────────────┐

│ р │ │ д │

└─────────────┘ └─────────────┘

Рис. 7

Сеть актора «Безработный» в ситуациях обмена

эмоционально-личностной поддержкой.

Подгруппа «Без работы от месяца до года»

┌─────────────┐

│ б │

└─────────────┘

0,05 /│\ /│\ 0,04

┌─────────────────────────┘ └─────────────────────────┐

0,3 \│/ 0,06 0,07 \│/ 0,2

┌─────────────┐ ┌─────────────┐

│ р │ │ д │

└─────────────┘ └─────────────┘

Рис. 8

Сеть актора «Безработный» в ситуациях обмена

эмоционально-личностной поддержкой.

Подгруппа «Без работы более года»

┌─────────────┐

│ б │

└─────────────┘

0,05 /│\ /│\ 0,07

┌─────────────────────────┘ └─────────────────────────┐

0,28 \│/ 0,07 0,06 \│/ 0,17

┌─────────────┐ ┌─────────────┐

│ р │ │ д │

└─────────────┘ └─────────────┘

Рис. 9

По каждому графу в оставшемся числе случаев актор «Безработный» не располагает возможностью обращения, содействия или взаимодействия по данным предметным ситуациям. Также можно отметить, что во всех случаях отмечается существенная тенденция актора «Безработный» обращаться за содействием, нежели оказывать какие-либо услуги своим родственникам либо друзьям. Причем эта склонность в разы больше, чем число случаев, когда безработный сам оказывается исполнителем или соисполнителем по данным предметным ситуациям. Более того, сложившаяся ситуация показывает тенденцию, что ближайшее окружение безработного не считает его полезным для обращения по данным вопросам.

Заключение

Итак, используя доступные для данного исследования термины изучения социальных сетей, можно сделать следующие выводы: во-первых, социальные сети безработных отличаются низкой плотностью, поскольку количество случаев взаимодействия или обращения к актору «Безработный» за помощью крайне ничтожно; во-вторых, актор «Безработный» не занимает центральных позиций в своей сети при выполнении деятельности по заданным предметным ситуациям, что может говорить о его невысокой позиции в иерархии; в-третьих, во всех случаях актор «Безработный» демонстрирует низкий потенциал к выполнению каких-либо действий, предпочитая обращаться за помощью.

Полученные результаты позволили сделать вывод о том, что безработные, обращающиеся за содействием в государственные центры занятости населения, фактически характеризуются низкой ресурсностью в плане трудового поведения даже на уровне взаимоотношений со своими родными и друзьями. Причем не только в ситуациях обмена профессиональными навыками, но и даже помощи в бытовых вопросах или оказании эмоциональной поддержки. Не секрет, что не все соискатели эту свою проблему осознают, постоянно формулируя все новые и новые оправдания своей неспособности трудоустроиться или приобрести конкурентоспособный трудовой опыт. Соответственно, полезной частью работы кадровика (особенно, если она предполагает формат проведения групповых занятий или тренингов) могут быть использование предложенной методики и обсуждение результатов в ходе очередного занятия либо индивидуальной беседы с соискателем. Можно использовать ее и как экспресс-метод для того, чтобы определить реальный, а не декларируемый диапазон трудовых возможностей и мотивов соискателя.

Библиография

1. Струве П. Б. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1999. С. 472.

2. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности [Электронный ресурс]. URL: gumer. info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/35.php.

3. Burt R. S. Network data from informant interviews / Burt R. S., Minor M. J. (Eds.) Applied Network Analysis. A Methodological Introduction. Beverly Hills. London: Sage Publ, 1983. P. 133 — 158.

4. Carrington P. J., Scott J., Wasserman S. Models and Methods in Social Network Analysis. Cambridge: University Press, 2005. P. 328.

5. Cook K. S., Whitmeyer J. M. Two approaches to social structure: Exchange theory and network Analysis // Annual Review of Sociology. 1992. Vol. 18. P. 109 — 127.


Источник: hr-portal.ru