Results not found

По вашему запросу ничего не найдено

Попробуйте отредактировать запрос и поискать снова

Офисная жизнь

Гарантии и компенсации тем, кто совмещает работу с учебой

Article Thumbnail

Гарантии и компенсации тем, кто совмещает работу с учебой

Трудовое право выполняет значительную роль в обеспечении реализации одного из важнейших конституционных прав человека — права на образование. Предусмотренные трудовым законодательством гарантии для лиц, совмещающих обучение с работой, наряду с гарантиями, предусмотренными законодательством об образовании, наполняют правовым содержанием принцип общедоступности образования, закрепленный в ст. 2 Закона РФ от 10 июля 1992 г N 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 06.01.2007 г. N 1-ФЗ) <1> (далее — Закон РФ об образовании).

———————————

<1> См.: СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; «Российская газета». 10.01.2007.

Целевое назначение гарантий, предусмотренных трудовым законодательством, заключается в обеспечении работающему человеку доступа к получению образования без отрыва от работы. Как правило, к названной категории относятся взрослые работники, которые в силу ряда причин не смогли получить образование до вступления в трудовую деятельность либо те, которые желают повысить свой образовательный уровень в связи с быстрым развитием техники и технологий или в связи с изменением конъюнктуры на рынке труда.

В настоящее время образование взрослых становится все более значимой социальной проблемой. На фоне усиливающейся тенденции к старению населения проведение политики не только по поддержанию, но и по повышению образовательного уровня взрослого населения будет способствовать увеличению продолжительности их трудовой деятельности и повышению эффективности экономики государства в целом.

В ряде международных, региональных и российских документов <2> подчеркивается, что в условиях постоянных социально-экономических перемен содержание и структура социальных требований к образованию человека, особенно, взрослого человека, изменяются неоднократно, что значительно усиливает необходимость к быстрой адаптации к новым ситуациям. В этих условиях главная задача, по рекомендации ЮНЕСКО, — обеспечить каждого человека знаниями и умениями, необходимыми для творческой и приносящей удовлетворение жизни в современном усложняющемся и динамично изменяющемся обществе.

———————————

<2> См.: «Гамбургская декларация» и «Повестка дня на будущее», принятые на V Международной конференции по образованию взрослых, проходившей в Гамбурге в июле 1997 г. // См. в: Международные и региональные документы по вопросам образования взрослых: Сборник текстов и комментариев. — Тбилиси, 2003. — С. 20 — 66; Соглашение государств-участников СНГ о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых от 17 января 1997 г. // Российская газета. 01.02.1997 N 22; Концепция развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ, принятая на VIII Конференции министров образования государств-участников СНГ, проходившей в Москве 13 мая 2003 г.; Декларация, принятая на международной конференции «Образование взрослых для новой России», состоявшейся в Москве 21 — 22 мая 2004 г.

Успешно справиться с этими проблемами, как показывает зарубежная практика, возможно только при основательной организации образования взрослых и просветительской деятельности.

В связи с этим предусмотренные трудовым законодательством гарантии для лиц, совмещающих обучение с работой, могут рассматриваться как одна из существенных мер, способствующих надлежащей организации образования взрослых.

Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) содержит весьма значительный перечень гарантий, льгот и компенсаций, предоставляемых работникам, обучающимся без отрыва от работы по заочной и вечерней формам в учреждениях профессионального образования всех уровней, с целью получения основного профессионального образования.

Большинство из этих гарантий были установлены еще в советский период.

К указанным гарантиям относятся: предоставление оплачиваемых и неоплачиваемых учебных отпусков, компенсация расходов на проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно, сокращение рабочего времени с полным или частичным сохранением заработной платы, гарантии при предоставлении ежегодного основного отпуска и др.

Вместе с тем в ТК РФ отсутствуют отдельные гарантии, льготы и компенсации, которые были предусмотрены советским законодательством и в настоящее время сохранились в законодательстве некоторых стран СНГ.

Например, в соответствии с ТК РФ работники, обучающиеся без отрыва от работы в учреждениях профессионального образования, не имеют право: на преимущественное оставление на работе при увольнении по сокращению численности или штатов работников <3> (данное право предусмотрено в ст. 183 ТК Республики Молдовы <4>, в ст. 47 ТК Республики Таджикистан <5> и в ст. 103 ТК Республики Узбекистан <6>); на обязательное для работодателя предоставление ежегодного основного отпуска за первый рабочий год до истечения шести месяцев работы (это право предусмотрено в ст. 166 ТК Республики Беларусь <7> и в ст. 143 ТК Республики Узбекистан).

———————————

<3> В соответствии со ст. 179 ТК РФ данная гарантия предоставляется только тем работникам, которые повышают квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. На наш взгляд, понятие «повышение квалификации» в ст. 179 ТК РФ применяется в узком смысле — как вид дополнительного образования, потому что в ином случае законодатель применил бы другой термин — «работники, совмещающие работу с обучением в образовательных учреждениях», который он применяет в ст. ст. 173 — 177 ТК РФ.

<4> См.: ТК Республики Молдова от 28 марта 2003 г. // Monitorul oficial al Republicii Moldova. 2003. N 159 — 162. В данном ТК, как и в ТК РФ, указанная гарантия применяется к работникам, повышающим свою квалификацию, но в отличие от ТК РФ, уточняется, что эти работники повышают свою квалификацию в высших и средних специальных учебных заведениях. Аналогичный подход применяется в Трудовых кодексах Таджикистана и Узбекистана.

<5> См.: ТК Республики Таджикистан www.legal-club.ru.

<6> См.: ТК Республики Узбекистан, введенного в действие с 01.04.1996 г. (с изменениями от 27.12.1996; 01.05.1998; 29.08.1998; 25.12.1998; 14.04.1999; 15.04.1999; 20.08.1999) // Lexinfosys — gtz project office — Bremen.

<7> См.: ТК Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-3 (с изменениями, внесенными Законом РБ от 19.07.2005 / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. N 120. 2/1134.

В ТК РФ отсутствует запрет на привлечение к сверхурочным работам работников, совмещающих обучение с работой (данный запрет предусмотрен в ст. 210 ТК Республики Беларусь и в ст. 63 КЗоТ Украины <8> (в обоих кодексах — для работников, обучающихся в школах и профессионально-технических учебных заведениях)).

———————————

<8> См.: КЗоТ Украины от 10 декабря 1971 г. (по состоянию на 2004 г.) // ВВС УССР. 1971. Приложение к N 50. Ст. 375 (Полный текст по источнику: КЗоТ Украины: Научно-практический комментарий. Изд. 4, доп. и перераб. / Под ред. проф. И.Н. Пахомова. — Харьков: ООО «Одиссей», 2004. 736 с).

В ТК РФ не предусмотрено право лиц, успешно завершивших обучение на предоставление первого рабочего места или на предоставление работы согласно полученной квалификации (данное право предусмотрено в ст. 281 ТК Республики Беларусь и в ст. 185 ТК Республики Таджикистан, а также в законодательстве Украины и Молдовы).

Очевидно, что в соответствии с ТК РФ указанные гарантии и компенсации могут быть предусмотрены в коллективных договорах и локальных актах.

В странах СНГ и Балтии различным является порядок предоставления гарантий работникам, совмещающим обучение с работой. Например, в таких странах, как Россия, Эстония, Украина и Узбекистан, гарантии и компенсации работникам, совмещающим обучение с работой, предоставляются независимо оттого, по чьей инициативе проходит обучение (по своей или по инициативе работодателя). Однако необходимо обратить внимание, что, в отличие от Эстонии, Украины и Узбекистана, в России указанные гарантии и компенсации предоставляются лишь в том случае, если образование соответствующего уровня получается работником впервые.

В Туркменистане, Белоруссии и Кыргызской республике гарантии, льготы и компенсации предоставляются только тем работникам, которые обучаются в образовательных учреждениях по направлению работодателя. При этом в ряде норм ТК Кыргызской республики предусматривается, что гарантии и компенсации работникам, поступившим в образовательное учреждение самостоятельно (без направления работодателя), устанавливаются коллективным или трудовым договором.

На наш взгляд, предоставление гарантий, льгот и компенсаций работникам, обучающимся с целью получения основного профессионального образования, не должно быть поставлено в зависимость от усмотрения работодателя, поскольку право на образование является конституционным правом каждого человека и государство должно гарантировать его реализацию не только посредством создания и поддержки системы образовательных учреждений, образовательных программ, стандартов и т.д., но и путем законодательного обеспечения беспрепятственного доступа к образованию всех граждан. Полагаем, что в законодательстве должно быть гарантировано право работника на образование независимо и от того, сколько раз оно было реализовано, поскольку одним из основных принципов образования является принцип обучения на протяжении всей жизни, т.е. принцип непрерывности образования.

Поэтому такие гарантии, как предоставление учебных отпусков, сокращение рабочего времени, приурочивание ежегодных основных отпусков к учебному отпуску, запрет на привлечение к сверхурочным работам в дни занятий должны обязательно предоставляться работникам, т.к. они обеспечивают беспрепятственную реализацию права работника на образование.

Вместе с тем в ТК РФ необходимо предусмотреть минимальные материальные гарантии для работников, поступивших самостоятельно в образовательные учреждения (без направления работодателя) и находящихся в учебных отпусках, потому что установление обязанности работодателя по сохранению зарплаты на период учебного отпуска работника, который проходит обучение по собственной инициативе, представляется нецелесообразным.

Однако отдавать на усмотрение работодателям вопрос о предоставлении всех гарантий и льгот, предоставляемых, в том числе, и работникам, направленным на обучение работодателем, мы считаем неверным.

Безусловно, государство должно оплачивать соответствующие льготы, которые установлены в законодательстве, но только в том случае, если работник обучается по собственной инициативе. При этом речь идет о выплате стипендии данным работникам на период предоставления ему учебного отпуска. Работодатель же обязательно должен предоставить такой отпуск, а государство может стимулировать его к этому, например, посредством предоставления налоговых льгот.

Кроме того, можно заимствовать опыт Эстонии <9> в регулировании вопроса о сохранении заработной платы на период учебного отпуска и предусмотреть в ТК РФ соответствующие положения.

———————————

<9> См.: Закон Эстонской Республики от 10 ноября 1993 г. (с последними изм. от 16 июня 1998 г.) «Об обучении взрослых» // Полный текст закона в Правовых актах Эстонии. 1998. N 42/43. Ст. 1200. В п. 5 ст. 8 данного Закона предусмотрен следующий порядок предоставления учебных отпусков: при общей продолжительности отпусков от 28 до 49 календарных дней работодатель обязан сохранить среднюю заработную плату в течение 10 календарных дней. На остальные дни учебного отпуска сохраняется заработная плата в размере действующего минимума заработной платы.

Установление таких гарантий, как предоставление работы по полученной профессии или специальности, право работников на преимущественное оставление на работе в случае увольнения по сокращению штатов отвечает интересам не только работника, но и государства, поскольку способствует обеспечению полной занятости населения, и, следовательно, укреплению стабильности в обществе. Поэтому государство для обеспечения этих гарантий должно проводить необходимые мероприятия, вплоть до прямого стимулирования работодателей.

Например, в законодательстве Украины и Молдовы предусматривается предоставление государством дотаций работодателям, принимающим на работу выпускников учебных заведений <10>.

———————————

<10> См., например: Закон Украины от 3 ноября 2004 г. «Об обеспечении молодежи, получившей высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом с предоставлением дотации работодателю // Ведомости Верховной Рады Украины. 2005. N 2. Ст. 38 — 40; Постановление Правительства Республики Молдова от 20 июня 2005 г. «Об утверждении Порядка стимулирования работодателей к трудоустройству выпускников высших учебных заведений, финансируемых из государственного бюджета» // Monitorul oficial al Republicii Moldova. 2005. N 89 — 91 (1688 — 1690). С. 25 — 30.

Что касается материального обеспечения работников, совмещающих работу с обучением, и предоставления им иных гарантий, то эти вопросы могут регулироваться соглашениями, коллективными и трудовыми договорами.

Итак, одним из позитивных свойств трудового законодательства России является сохранение в нем норм, предусматривающих высокий уровень гарантий, предоставляемых работникам, совмещающим работу с обучением, но в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности нельзя не учитывать и интересы работодателей. Поэтому следует пересмотреть порядок и условия предоставления некоторых гарантий и при решении вопроса о том, кто должен оплачивать данные гарантии, соблюдать дифференцированный подход. При осуществлении такого похода законодателю следует учитывать значительную роль образования не только для государства и общества, но и для каждого человека. Полагаем, что государство должно взять на себя определенные обязательства по обеспечению рассмотренных выше гарантий и компенсаций, потому что обеспечение реализации права каждого человека на образование является одной из основных обязанностей государства, а не работодателей.

Учитывая, что работник является более слабой стороной в трудовом отношении, необходимо предусмотреть в трудовом законодательстве обязанность работодателей не создавать препятствий для работника при реализации им права на образование.


Источник: hr-portal.ru