Results not found

По вашему запросу ничего не найдено

Попробуйте отредактировать запрос и поискать снова

Офисная жизнь

III ЭЛЬКОНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ

Article Thumbnail

29 февраля в Москве в Психологическом институте РАО проходили III Эльконинские чтения, в этом, високосном году непосредственно совпавшие с днем рождения Д.Б. Эльконина.

Открывал чтения В.В. Рубцов. В своем вступительном слове он выделил те области психологического знания, где Д.Б. Эльконин сделал подлинные прорывы, создав научные теории, в рамках которых уже не одно десятилетие строятся и набирают силу многие исследования. Это области психологии игры, учебной деятельности, периодизации психического развития и главное — представлений о единице развития. Своими фундаментальными исследованиями, проведенными на каждом из этих направлений, Д.Б. Эльконин как бы расставил вехи, ориентиры для нашей последующей работы, что позволяет нам и сегодня относиться к нему как к реальному Учителю и основателю реально действующей научной школы.

Доклад В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова «Совокупное действие как единица анализа психики » был посвящен проблеме единиц анализа психики и характеристике свойств, которыми они должны обладать. В качестве исходной единицы анализа в докладе рассматривалось предложенное Д.Б. Элькониным совокупное действие ребенка, в котором участвует, по выражению авторов, «святая троица «: взрослый (медиаторпосредник), знак (семиотический артефакт) и орудие (технический артефакт).

В докладе «Теории стадий, переходы, субъектность » К.Н. Поливанова охарактеризовала современное состояние проблемы периодизации психического развития как: а) отсутствие единого представления о содержании психического развития на различных возрастных этапах и б) исчезновение прежде единых возрастных ориентиров. Это, в сущности, ставит под вопрос ценность исследования возрастнонормативных характеристик развития. В настоящее время на первый план выходит проблема исследования перехода, акта развития как такового, независимо от того, когда, в каком конкретном возрасте он происходит.

При каких условиях возрастной переход, определенный в культурноисторической парадигме как трансформация социальной ситуации развития, может стать предметом экспериментальногенетического исследования? Прежде всего, отвечает К.Н. Поливанова, при условии, что он рассматривается как двойной переход: от социальной ситуации развития к возникновению новообразования и затем в обратном направлении — к появлению новой социальной ситуации на основе возникшего новообразования, т.е. возрастной переход характеризуется не только движением из интер в интра, но и обратным — из интра в интер.

В докладе Л.И. Элькониновой «Смыслы и задачи действия как предметность (на материале детской игры) » были поставлены вопросы, напрямую связанные с основными идеями Д.Б. Эльконина об игре как культурной, смыслообразующей форме действия: 1) почему присвоение смыслов деятельности требует именно игровой формы, 2) какова полная структура игровой пробы смысла действия. Отвечая на эти вопросы, Л.И. Эльконинова на материале волшебной сказки дала психологическую характеристику культурного образца смысла действия и высказала гипотезу о полной форме игры как особой взаимосвязи двух действий ребенка: 1) создания ситуации, инициирующей ролевое действие и 2) отклика на эту ситуацию. Предметность игры в понимании Л.И. Элькониновой — это выстраивание взаимосвязи, взаимообусловленности этих двух действий.

147

В докладе Е.А. Бугрименко «Позиция: единство операциональнотехнического и смыслового аспектов действия » речь шла об особом значении термина «позиция » в психологии развития, связанном с переформулировкой традиционного для деятельностного подхода вопроса о передаче действия в вопрос о действии передачи как специальном предмете исследования и построения. Как обратиться действием к ребенку, сделать акт передачи действия выразительным? Ответом на этот вопрос послужило создание новой модели формирующего эксперимента, в которой позиция строится как особый функциональный орган опробования, прочувствования и понимания отношений своего и иного действий, а основными ориентирами этих процессов служат искусственные понятия. Эта работа, как отметила Е.А. Бугрименко, продолжила линию исследований по формированию условнодинамической позиции, в которых Д.Б. Эльконину совместно с его учениками удалось преодолеть границы традиционного понимания опосредствования.

Б.Д. Эльконин в докладе «Предметная деятельность — акт развития: смещение предмета размышления » провел анализ тех положений деятельностного подхода, которые, благодаря работам Д.Б. Эльконина, были в значительной мере проблематизированы. В этом смысле поворотной, ключевой стала идея Д.Б. Эльконина о том, что в развитии ребенка пересекаются две формы предметности: одна — операционнотехническая, другая — мотивационносмысловая, и эти две формы суть характеристики предметного действия как единицы развития. Такое понимание действия не было в достаточной степени усвоено теорией деятельности. В настоящее время возникла необходимость пересмотреть некоторые ее категории. Дав новое определение единицам анализа деятельности (мотивам, смыслам, задачам и т.д.) и таким понятиям, как «активность «, «ориентировка «, «субъектность «, Б.Д. Эльконин охарактеризовал в целом различие представленного им типа рассуждения и того, который содержится в работах наших учителей (А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца и других). Они испытывали социокультурную форму с ее готовыми образцами на возможность действия. Новый подход, о котором говорил Б.Д. Эльконин, дополнительнопротивоположен по своей интенции: в нем испытывается само действие (понятое как определенная организованность) на возможность появления какойто социокультурной формы. Понятно, что культура, в которой мы живем, уже изменилась и те формы, которые выйдут из культурного построения действия, скорее всего будут другими, отличными от тех, о которых говорили наши учителя.

«Круглый стол » был посвящен вопросу о том, какая концепция развития актуальна для современных образовательных практик. В его работе приняли участие В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Е.О. Смирнова, Г.А. Цукерман, П.Г. Щедровицкий, В.С. Собкин, Н.Е. Веракса, В.И. Панов и другие.

Чтения вызвали большой интерес. Состав слушателей и участников был весьма разнообразен: специалисты в области теоретической и экспериментальной психологии развития, практики — психологи, педагоги, методисты, работающие в образовательных учреждениях, и большое число студентовпсихологов. Приобщение студентов и молодых специалистов к такому способу анализа и постановки проблем, который рождается и воспроизводится только в культурной традиции определенных научных школ, в данном случае — школы Д.Б. Эльконина, было одним из основных событий состоявшихся чтений.


Источник: hr-portal.ru