Перспективы. Время смело двигать карьеру. Работодатель вряд ли предложит много денег, но зато с удовольствием навесит гору новых обязательств, и после кризиса будет вам счастье. Если доживете.
Длительность кризиса – величина относительная. Для карьеристов он продолжается недолго: поменять две-три позиции, дойти до вершины специалисты еще не успели. Все, кто раньше сознательно вычерчивал вертикальные схемы, меняя работу каждые два года, прижали хвосты и стараются потише дышать. Сейчас карьерные рывки под силу людям другого плана. Отчетливо выделяются два пласта счастливчиков. Первые – благодаря доверию, возложенному работодателем, удачно продвинулись в своих компаниях, вторые обладают востребованными антикризисными компетенциями и могут рассчитывать на переход в другую структуру.
Свой кулик. Кризис заставил работодателя пристальнее присмотреться к уже имеющимся сотрудникам. Раньше предпочитали звать варягов, теперь доверяют своим. «Времени на адаптацию сейчас нет, – объясняет начальник департамента по развитию розничной сети «ВТБ – Управление активами» Тимофей Шарапкин. – Свой сотрудник быстрее вникнет в ситуацию, чем нанятый менеджер. Даже при системе жесткого кадрового отбора, после нескольких собеседований, нет гарантии, что новый человек стопроцентно вживется в коллектив и сможет эффективно работать». Возглавляемый им департамент накануне кризиса покинули менеджеры: Егор Курган вместе с командой перешел в Промсвязьбанк, став руководителем по развитию бизнеса в департаменте розничных продаж. Освободившееся место начальника управления возглавил свой молодой и перспективный 24-летний менеджер Лев Сачев. Основным условием для повышения стала готовность взять на себя ответственность.
Если вы относите себя к уверенным людям, то карты в руки. По мнению специалистов кадрового рынка, карьеру делают люди, умеющие работать под давлением: ответственности, обстоятельств, финансовой неопределенности. «В чести такие менеджерские качества как умение принимать непопулярные решения, сокращать людей, резать зарплаты. Говорить «нет» топ-менеджменту, который привык летать бизнес-классом и жить в дорогих гостиницах. Все это на фоне того, что банки не дают кредитов на развитие, а акционеры находятся в состоянии вражды», – поясняет руководитель департамента «Финансы и аудит» хэдхантинговой компании Cornerstone Виктория Филиппова. Успешные менеджеры охотнее берут на себя дополнительную нагрузку. Например, юрист из ОГК-1 Дмитрий Макаров до кризиса не имел никакого отношения к PR и IR. Зимой, заняв позицию директора по юридическому и корпоративному управлению, стал курировать и эти два направления. Прокомментировав странное стечение обязательств «необходимостью для достижения лучшего результата сконцентрировать работу разных подразделений в одних руках». «Кризис, как война, все спишет. Взял обязательства и справился – герой и молодец, не получилось – ничего страшного, помешали тяжелые экономические условия»! – оптимистичен один из карьеристов новой волны.
Нужные люди. Удачно поменять работу стало сложнее. И все же есть профессии, на которые спрос не упал. Как никогда востребованы контролеры всех мастей: от кредитных, отслеживающих должников, до аудиторов внутренних процессов. Главное требование работодателя – исправление ошибок до их возникновения: если нельзя повлиять на кризис, то можно смягчить его последствия для компании. Кузницей кадров выступают аудиторские компании «Большой четверки».
В октябре Ольга Лопухова покинула Ernst&Young, перейдя с позиции аудитора-эксперта на должность старшего аудитора отдела внутреннего аудита инвестиционных проектов компании «Финансовый консультант». Не побоялась сделать такой шаг, пойдя против общего мнения: лучше подождать. Как раз тогда кадровый рынок замер, испуганные сотрудники «Четверки» с удесятеренной хваткой вцепились в свои, казалось бы, благополучные места. Ольга Лопухина поступила прозорливо. По оценкам Cornerstone, с зимы монстры консалтинга и аудита приблизительно на треть сократили персонал. Чистки коснулись, прежде всего, позиций, связанных с продажами. Особенно пострадали высокозатратные, но бесполезные в условиях спада ассистент-менеджеры. Сократилось число исполнителей, хотя оставшиеся сотрудники стонут от свалившегося объема.
Предприятия по привычке присматриваются к профессиональным консультантам, но значимых позиций им не доверяют. «Теперь гораздо важнее участие кандидата в реальных проектах. Компании побаиваются брать людей из «Четверки». Это хорошая школа. Но сейчас не востребован пусть и очень богатый, но только консультационный опыт. А другого у аудиторов нет», – рассуждает партнер рекрутинговой компании Antal Russia Наталья Куркчи. Стандартная история: бывший сотрудник Deloitte не сумел поставить отчетность по МСФО в одной из крупнейших российских добывающих компаний, столкнувшись с бюрократией и подспудным сопротивлением менеджмента.
Бывшим и настоящим сотрудникам «Четверки», вышедшим на рынок труда, рекрутеры советуют быть благоразумными в своих ожиданиях. Во-первых, уже не удастся получить удвоенное вознаграждение. Неплохо, если на новом месте предлагают плюс 15% к имеющемуся окладу (при условии, что вы еще работаете). Во-вторых, не нужно ограничивать себя уровнем позиции: соискателей не должны отпугивать негромкие должности. Хотя работодатели не хотят видеть консультантов у руля, после личного общения могут изменить свое мнение и повысить ранг.
Процесс идет. Но и на прочие позиции нанимать не перестали. Рынок труда не умер, сколько бы ни твердили об этом компании своим запуганным сотрудникам. Так, менеджер покинул Golden Telecom, уже купленную «Вымпелкомом», в самый разгар кризиса. «До поглощения мне очень импонировала западная корпоративная культура, существовавшая в организации. А новый собственник оказался далек от демократичного стиля управления. Мало того, стал намекать, что мы попали в безвыходную ситуацию: идти некуда, и должны быть благодарны, что нас не сокращают. Понял, что не сработаемся, – рассказывает нынешний руководитель одного из финансовых направлений крупной международной компании. – Наверное, в другое время я быстрее нашел бы подходящую вакансию: кризисной осенью-зимой у меня на это ушло три месяца, я даже отклонил несколько предложений. Новым местом доволен».
Люди, не потерявшие работу, находятся в более выгодном положении: многие работодатели подвергают сомнениям профессиональные качества оказавшихся на улице. «Компании предпочитают мыслить категориями черного и белого. В таком случае уволенный всегда хуже того, кто остался. Хотя это не обязательно так, – делится своими мыслями Наталья Куркчи. – На рынке достаточно историй, когда компании разваливались и все специалисты, включая самых ценных, оставались без работы». Например, прекративший свое существование «Ютрэйд. ру» или «Антанта Пиоглобал», распавшаяся на несколько частей («Антанта» проходит процедуру банкротства, «Пиоглобал» вернулась к Аркадию Гайдамаку) высвободили единовременно большое число специалистов. С огромным количеством сотрудников (до 30% по оценкам рекрутеров) расстался «Ренессанс Капитал», который на протяжении нескольких предыдущих лет снимал лишь сливки с рынка труда: случайных людей в компании не было.
Боевая готовность. Дальновидные работодатели на предрассудки внимания не обращают. У уволенных или сокращенных специалистов одни только плюсы: не скованные обязательствами, они могут быстро приступить к работе, не успели растерять квалификацию, и при этом чрезвычайно мотивированны. Каждая остававшаяся на плаву компания на одну вакансию получает на руки десятки резюме. «В прямом смысле слова к нам выстроилась очередь из высококвалифицированных менеджеров (не говоря уже про рядовой персонал), которых раньше мы приобретали через хедхантинговые агентства за большие деньги, – рассказывает HR-директор ФК «Открытие» Наталия Воеводина. – Мы работаем над созданием целых направлений – привлекли трех руководителей под новые департаменты дочернего Русского банка развития. Топ-менеджеры, в свою очередь, сформировали костяк, наем которого нам тоже ничего не стоил». Тем, кто сидит без работы, и хэдхантеры, и представители компаний рекомендуют пересмотреть свое вознаграждение на 20% в сторону уменьшения: деньги – весомый аргумент при прочих равных.
Источник: hr-portal.ru