Казахстанский рынок бизнес-образования демонстрирует высокие темпы роста, но для его дальнейшего развития необходимо создать законодательную базу и пройти международную аккредитацию бизнес-школ.
В 1998 году была принята международная конвенция, унифицировавшая систему высшего образования во всем мире. В качестве образца утверждена американская модель со ступенями бакалавриата, магистратуры, докторантуры. Теперь в Европе и Азии, в том числе в странах СНГ, идет постепенный переход к этой системе. Параллельно с академическим образованием распространяется также американская модель бизнес-образования с присвоением степени мастера делового администрирования (Master of Business Administration – MBA), которая отличается практической направленностью. На обучение по программе МВА принимаются, как правило, только после получения определенного опыта практической работы и при наличии высшего образования.
В Казахстане первые программы MBA открылись в 1996 году в Казахстанском институте менеджмента, экономики и прогнозирования (КИМЭП) и Международной академии бизнеса (МАБ). Позже к ним присоединился Университет международного бизнеса (УМБ). В течение 10 лет количество обучающихся быстро росло, в среднем на 20 – 30% в год, и достигло более 500 человек в каждой из этих трех ведущих казахстанских бизнес-школ. На рынке образовательных услуг появились новые участники – в прошедшем году Высшая школа бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова при содействии Торгово-промышленной палаты Казахстана открыла для предприятий Евразийской промышленной ассоциации корпоративную модульную программу MBA в Казахстане, Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова открыл специализированную корпоративную программу для Национального банка РК, университет «Туран» также начал совместную с британским университетом программу MBA.
Лучше вечером
Дневная форма обучения по программе MBA не слишком популярна, так как экономически невыгодна выпускникам – карьерный рост казахстанских менеджеров происходит быстрее, чем в развитых странах, поэтому они не могут себе позволить на два года уйти с рынка труда. Студенты предпочитают вечерние программы или приезжают из регионов раз в полгода на две недели на так называемые модульные программы. «Тройка» казахстанских бизнес-школ широко использует партнерские модульные программы с ведущими зарубежными школами, например, МАБ предлагает совместные программы с Высшей школой коммерции (Франция), Маастрихтской школой бизнеса (Голландия), Российской финансовой академией и Академией народного хозяйства при правительстве РФ. Студенты слушают лекции зарубежных преподавателей, выезжают за рубеж на стажировки и в дополнение к казахстанскому диплому получают дипломы и сертификаты школ-партнеров. УМБ реализует партнерскую программу с московской международной высшей школой бизнеса с проведением выездного модуля в Москве, стажировкой и выдачей дипломов российского и казахстанского образцов, в КИМЭПе действуют программы по учебному обмену с зарубежными школами.
В участвовавших в нашем обзоре ведущих бизнес-школах используются кредитные технологии обучения, выделены специализированные программы MBA – финансовые, маркетинговые, банковские, даже арт-менеджмента (МАБ). Довольно большой популярностью пользуются дистанционные формы обучения. В УМБ открыты телевизионные классы в пяти региональных центрах, что позволяет преподавателям из Алматы вести по спутниковому каналу связи занятия в реальном времени. Все бизнес-школы получили обширный опыт корпоративных программ, когда по требованиям той или иной крупной компании формируются целые курсы для обучения ее менеджеров. По мнению директора программы бизнес-администрирования УМБ Ольги Семенюк, спецификой бизнес-образования является то, что «очень нелегко обучить премудростям ведения бизнеса менеджера, имеющего за плечами солидный стаж работы, владеющего компанией и управляющего более десятком человек. В таком случае преподаватель выступает не в роли учителя, а в роли координатора в информационных потоках, помогающего систематизировать накопленный опыт и дополнить его необходимыми знаниями».
Ректор МАБ Ольга Кузнецова говорит, что «государство признает дефицит управленческих кадров, владеющих иностранными языками и современными технологиями, однако до сих пор не создало законодательную базу для бизнес-образования – в Казахстане не принят образовательный стандарт MBA, который нужен нам как воздух. Так как государственного стандарта нет, мы до сих пор выдаем для слушателей программ MBA базовый диплом магистратуры и дополнительный диплом MBA». Как сообщил «Эксперту Казахстан» бывший вице-министр Министерства образования и науки РК, ныне ректор УМБ Геннадий Гамарник, сотрудники УМБ разработали по заказу Министерства образования государственный стандарт MBA, который будет внедрен в учебный процесс в начале следующего учебного года. Стандарт предусматривает основные требования к учебному заведению, минимальный стаж работы, необходимый для поступающих, выбор дисциплин по требованию школы и по желанию самого учащегося. В настоящее время разрабатывается новый проект закона «Об образовании», в котором будет прописана отдельная статья, касающаяся действия данной программы.
Получить аккредитацию
Другой проблемой является отсутствие аккредитации казахстанских бизнес-школ на международном уровне, что не позволяет выпускникам полноценно конкурировать на международных рынках труда управленческого персонала. В настоящее время существует несколько международных систем аккредитаций бизнес-школ. В Северной Америке действуют AACSB (Ассоциация по развитию университетских школ бизнеса), International Association for Management Education (Международная ассоциация управленческого образования), в Великобритании и Европе – AMBA (Ассоциация учебных заведений, присваивающих степень MBA) и EQUIS (Европейская система улучшения качества образования).
Международные стандарты аккредитации регулируют содержание программ, минимальное число и состав студентов, наличие библиотек определенного уровня, требуют обязательного наличия международного сертификата качества. Согласно стандартам необходимо иметь преподавателей двух категорий. Первая – это сотрудники, активно вовлеченные в академические и исследовательские процессы. Они читают лекции, проводят исследования и пишут научные работы, участвуют в работе кафедр, работают со студентами в качестве тьюторов. В бизнес-школе они могут быть как штатными сотрудниками, так и совместителями. А вторая категория преподавателей, в основном приглашенные бизнесмены, топ-менеджеры и специалисты, ограничиваются только чтением лекций. На программах MBA должны быть задействованы обе категории, причем не менее 75% должны составлять люди, реально участвующие в жизни школы (штатные и совместители), а половина курсов читаться преподавателями, имеющими академическую квалификацию, то есть международно признанные степени докторов наук – PhD. На практике доктора и кандидаты наук, защитившие степени в СНГ, как правило, не засчитываются. Что касается методик преподавания, то необходимо использовать интерактивные методы (мозговые штурмы, деловые игры, кейсы, тренинги), лекции, практику самостоятельных исследований студентов.
Предусматриваются стажировки в крупных компаниях, учебные обмены с рейтинговыми зарубежными бизнес-школами. Сам процесс международной аккредитации является длительным и дорогостоящим процессом и занимает от трех до пяти лет.
Основной статьей расходов бизнес-школ является зарплата преподавателей – среднее годовое содержание преподавателя, например в США, превышает 100 тыс. долларов в год, лучшие профессора зарабатывают до 400 тыс. долларов в год, не считая дополнительных доходов от консалтинга и исследований. Дорогостоящими являются также учебные материалы, например, стоимость разработки одного кейса доходит до 15 тысяч долларов. Обычно программа МВА включает до 500 кейсов. Поэтому стоимость курса обучения в западных бизнес-школах колеблется от 40 тыс. долларов до 100 – 130 тыс. евро за весь курс обучения, в Казахстане – от 6 до 15 тыс. долларов. Большинство студентов бизнес-школ за рубежом используют для оплаты обучения и проживания специальные образовательные кредиты, выдаваемые банками на 10 – 15 лет под 6 – 10% годовых. В Казахстане кредиты на обучение пока выдаются эпизодически, в основном оплата производится студентами и в 15 – 20% случаях работодателями. А также бизнес-школы практически не проводят самостоятельных научных исследований, значимых для общемирового контекста, что также является важным критерием для аккредитации.
Язык для бизнеса
Вице-президент ТПП РК Ерлан Кожасбай сообщил «Эксперту Казахстан», что палата провела исследование казахстанского рынка бизнес-образования среди актуальных и потенциальных студентов и работодателей. По результатам опроса, проведенного независимой маркетинговой компанией, местные бизнес-школы имеют определенное преимущество перед зарубежными, во-первых, за счет обучения на основе местного опыта ведения бизнеса, во-вторых, из-за отсутствия языкового барьера при обучении. По мнению опрошенных студентов и преподавателей, имевших опыт обучения как на Западе, так и в Казахстане, в короткие сроки тяжело одновременно на высоком уровне изучить иностранный язык и сложные предметы, изобилующие специальной терминологией и лексикой. В-третьих, студенты получают возможность общения и установления полезных связей с однокурсниками, являющимися действующими руководителями среднего звена и топ-менеджерами. Недостатки казахстанского MBA, указанные как студентами, так и работодателями, носят системный характер – зачастую низкий уровень подготовки выпускников связан с дефицитом квалифицированных преподавателей, нехваткой учебных пособий и несовершенством методических материалов. Многих потенциальных студентов отпугивает высокая для них стоимость обучения, которая, с другой стороны, не позволяет на должном уровне финансировать деятельность самих школ. Однако спрос на выпускников с дипломом MBA растет, и это не считая выпускников магистратур, бакалавриатов, бизнес-докторантур, специализированных курсов и тренингов. Поэтому президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов считает, что в Казахстане должны быть десятки бизнес-школ.
По мнению председателя Национального совета по корпоративному управлению, президента фирмы «Глотур» Еркина Калиева, высокие стандарты бизнес-образования помогут создать высокие стандарты ведения бизнеса в целом. В Казахстане не так много секторов экономики, тем более связанных с современными гуманитарными технологиями, в которых происходит столь быстрый рост. По результатам нашего небольшого исследования у нас сложилось впечатление, что бизнес-сообщество, государственные органы регулирования и финансовый сектор получили квалифицированных и клиентоориентированных партнеров в лице казахстанских бизнес-школ, на которых нужно обратить большее внимание.
Источник: hr-portal.ru