Вторая декада июля наглядно показала, насколько хрупка экономическая и социальная стабильность в стране. Возникший на ровном месте банковский кризис едва не подорвал доверие населения к исполнительной власти. Тем более что канувшие в Лету ельцинские времена напомнили о себе не только обманутыми вкладчиками, но и вновь полыхнувшей Чечней, ростом долгов по зарплатам, высокой протестной активностью населения, лихорадкой на фондовом рынке, новыми скандалами с проникновением криминала во власть, что видно на примере выборов во Владивостоке.
Оказалось, что взорвать ситуацию можно, даже когда нефть дорогая, бюджет сводится с профицитом, а рейтинг доверия президенту хоть и несколько снизился в последнее время, но все же весьма высок. Отсутствие макроэкономических предпосылок для кризиса показывает, что он, по всей видимости, был сознательно спровоцирован крупными политическими игроками.
Скорее всего, кризисные явления стали свидетельством активизации в экономическом пространстве группировки «петербургских силовиков». Борьба за ЮКОС подходит к концу — компания в ближайшее время перейдет под полный контроль силовой элиты. И не важно, будет ли она сохранена как единая производственная цепочка или же разделена на части.
Сейчас силовики начинают искать новые цели. Возможно, что банковский кризис был частью нового проекта по перераспределению активов. Об этом свидетельствует покупка Гута-банка Внешторгбанком. «Гута» ценна прежде всего своими машиностроительными и шоколадными активами. Проблемы возникли и у Альфа-банка. А у группы «Альфа» активы гораздо более серьезные. Пока, правда, удар прошел по касательной. Но, думается, силовики могли испугаться, что кризис начал выходить из-под контроля. Вкладчики стали забирать деньги изо всех банков без разбору, что могло привести к параличу всей кредитной системы и экономики в целом. Поэтому ситуацию отыграли назад, но это вовсе не означает, что силовики успокоились. Скорее речь идет о временной паузе. Соблазн развить успех в борьбе за собственность слишком велик. Так что все крупные сырьевые компании оказались сегодня в зоне риска.
Чем же смогут ответить олигархи?
Думается, что они поняли, насколько легко в России организовать экономический кризис. И как можно использовать это оружие в борьбе за защиту своей собственности. Так что нельзя исключать, что представители крупного бизнеса объединятся против исполнительной власти и начнут раскачивать лодку, борясь с силовиками их же методами.
Для этого достаточно скоординировать свои действия по инициированию кризиса банковской сферы, обвала фондового рынка или масштабного повышения цен на сырье. Тогда экономическая ситуация станет для власти абсолютно неуправляемой. Масштабный кризис приведет к крушению всей экономики, резкому росту социальной напряженности, и президент Путин не сможет найти реальные рычаги для выравнивания положения. Для крупного бизнеса в такой игре ставкой будет вся собственность, которая находится в России.
Но для реализации данного сценария необходимо, чтобы крупный бизнес окончательно понял, что без решительных действий он рискует потерять все российские активы. Спусковым механизмом может стать арест очередного крупного бизнесмена. Он покажет, что любые попытки договориться с властью бессмысленны. Впрочем, любые сценарии для России — это лишь сценарии. Реальность непредсказуема.
ЭКСПЕРТ НОМЕРА
Сергей Храмов, председатель СОЦПРОФа:
— Всех пугают олигархами. Почему-то забывается, что олигархия — это сращивание бизнеса и власти. То есть мэр крупного столичного города, ведущий гигантскую предпринимательскую деятельность, тоже олигарх. Практически каждый губернатор проникает в бизнес и диктует ему условия через свои коммерческие предприятия.
Я знаю одно, что только тот хозяин предприятия, который вложил в него свои собственные деньги и личный доход получает от продажи основного продукта этого предприятия, заинтересован в нормальных трудовых отношениях. Все остальные готовы как угодно играть в банкротство, сворачивать производство. Если произойдет замена такого собственника на силовика, то резко ухудшится социальная обстановка и на предприятиях, и в связанных с ними городах и селах.
Источник: hr-portal.ru