Очевидно, что инновации являются функцией человеческих активов. Но что мешает перейти к прямому управлению инновационной активностью и насколько связана кадровая управляемость с управлением инновациями? Ответ лежит в области кадровой измеримости. Кадровая измеримость, как обосновывается в статье, формирует основу для прямого воздействия на человеческие активы как субъектов инноваций.
Инновационная функция человеческих активов
Формирование инновационной экономики как альтернатива тупиковому энерго-сырьевому сценарию является функцией человеческих активов государства. В выступлениях Д. А. Медведева и В. В. Путина сформулирован абсолютный национальный приоритет России — развитие и эффективное использование человеческого потенциала. Проблема в том, что до сих пор в мировой теории и практике отсутствует адекватная современным потребностям технология, позволяющая управлять кадровой ситуацией на уровне прозрачности управления материальными ресурсами. По нашему мнению, именно в переходе к измеримой управляемости человеческой составляющей инноваций скрывается возможность стратегического прорыва России в лидеры инноваций.
Словарь управления персоналом. Человеческий капитал —
1) качественные характеристики рабочей силы, включающие в себя способности человека к трудовой деятельности, его навыки и умения, общеобразовательные и профессиональные знания, состояние физ. и психического здоровья;
2) часть совокупного капитала, представляющая собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы.
Все прочие ресурсы и потенциалы у людей. В первую очередь тезис о том, что «все ресурсы у людей», находит свое выражение в информации, понимание чего особенно важно в информационном обществе.
При этом люди владеют не только информацией, знаниями и навыками. Важно понимать, что вообще все материальные и нематериальные права принадлежат или контролируются людьми. Таким образом, использование или активизация материальных и нематериальных ресурсов в действительности могут быть проведены только через активизацию соответствующих человеческих активов.
Для успеха в современных условиях необходима инновация, что является функцией человеческих активов. Преимущества в формировании и использовании ресурсов достигаются через инновации. Капитал, выражаемый в материальных и нематериальных инфраструктурных возможностях, не может автоматически обеспечить появление инноваций, необходимых для экономического успеха. И наоборот, наличие инноваций позволяет привлечь необходимые ресурсы и получить инфраструктуру даже без наличия собственных.
Социально-экономическое развитие Российского государства в качестве целевого индикатора имеет переход к информационному обществу. Сущностью постиндустриального информационного общества являются инновации. При популярности концепции информационного общества все более очевидным становится перекос от людей как причины к информации и знаниям как следствию и инфраструктуре как обстоятельствам; от целей и субъектов инноваций к средствам и объектам.
Путь без преимуществ:
материально-техническая инфраструктура инноваций
К сожалению, на вершину инновационной экономики не проложено «прямых путей». Если говорить про материальные факторы, то успеха добиваются путем долгосрочных капиталоемких усилий. Здесь инфраструктурные инвестиции подобны дорожному строительству. Действительно, вероятность движения инноваторов по «капитальным дорогам» по отношению к «звериным тропам» повышается. Но в любом случае дело здесь в пользователях инфраструктуры. Кроме того, есть ли у России время повторять «капиталоемкую» и долгосрочную технологию привлечения инноваторов? Стратегически бесперспективно идти по уже проложенным путям долгосрочных материальных инвестиций, притом что мы находимся в позиции догоняющих. Успех не достигается следованием за лидерами — здесь нужна управленческая инновация!
Инфраструктурные инвестиции являются пережитками индустриального общества. Для традиционного индустриального мышления первичен капитал в финансовом или материально-техническом воплощении. Человек, будь то конвейерный рабочий или ученый уникальной квалификации, воспринимается как придаток к оборудованию. К сожалению, развитие России заключено в клетку подобного ограниченного видения. Япония, кроме культурно-исторической фокусировки на человеческом факторе, в стремлении к развитию скупала новейшие технологии, а мы наращиваем материальную базу, которая в условиях современного технологического прогресса уже завтра безнадежно устареет.
Единственным источником любых инноваций и, что немаловажно, их конечным потребителем являются люди. При всей очевидности сказанного повсеместно в управлении инновациями, технологическом и информационном развитии наблюдается системный перекос в сторону воздействия на «причину через следствие». Обратные связи, безусловно, существуют, но они вторичны и неоднозначны. Воздействие на «причину» — это прямая непосредственная работа с людьми на уровне управления человеческими активами. Эта инновация может стать стратегическим преимуществом развития России.
Самая обычная реакция на проблемы в развитии — инвестирование в инфраструктуру. Это необходимо, но само по себе редко приводит к искомому решению. Очень немногие организации инвестируют в обучение, необходимое для эксплуатации возможностей инфраструктуры. Инфраструктура — пассивное имущество. Материально-техническая база не создает стоимости, пока квалифицированные кадры не начинают реализовывать потенциал, заключенный в инфраструктурных средствах.
Любая инфраструктура вторична по отношению к творческой активности людей как субъектов деятельности. Более того, инфраструктура проистекает из успешности инновационной активности и, что является распространенным явлением, в итоге ее подменяет. Творческая активность «тонет в болоте улучшения условий творчества», зачастую создавая препятствия для ранее не обремененных инфраструктурной тяжестью инноваторов. Неопределенность человеческого фактора выражается в способности как достигать результатов без инфраструктуры, так и не выполнять работу при наличии всех вспомогательных факторов. Инфраструктура может обеспечить относительное преимущество в результативности только при равности абсолюта деятельности — человека, исполняющего работу.
Что воздействует на достижение результатов? Во-первых, ясность в отношении требуемых результатов. Во-вторых, субъект деятельности — тот, кто достигает результатов. И уже, в-третьих, имеет смысл говорить про инфраструктуру достижений, включая средства труда, оборудование и информационное обеспечение. То есть кадры — это «необходимое», а инфраструктура — «достаточное». Вопрос: почему «необходимое» учитывается и управляется несравнимо слабее, чем «достаточное»?!
Инфраструктурный смысл информационных возможностей
В развитых странах никто не говорит о проблемах с материальной инфраструктурой инноваций. Человеческие активы нуждаются в своевременных, существенных и организованных данных больше, чем в зданиях и оборудовании. В соответствии с этим концепция информационного общества открывает новые горизонты для развития инноваций. К сожалению, при этом происходит фиксация на новом «фетише»: когда «не видят за деревьями леса», информация и знания становятся самоценными.
Информация и знания являются выражением инноваций как движущей силы качественного (в противоположность количественному) пути развития. С развитием международной конкуренции размер финансовых и сырьевых запасов не гарантирует защиту от провала и банкротства. В насыщенной информационной экономике наибольший вклад в стоимость потребляемых благ вносит информационная, неразрывно связанная с человеческими активами составляющая стоимости. Она включает в себя патенты, лицензии, организационные процедуры, ноу-хау, информационные ресурсы, знания, неотчуждаемую квалификацию людей и, самое главное, их инновационный потенциал. В связи с признанием ценности все большую роль играет производство информации. Информационный сектор экономически эффективнее материального производства. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. В конечном счете, поскольку ценность информации определяется заключенными в ней инновациями, основным капиталом производства информации становятся сами люди.
Информация и человеческие активы неразрывно связаны. Человеческие активы — это источники и носители знаний. Кадры нуждаются в информации. Информация создается и используется людьми. Конечным мерилом полезности информации является человеческое (общественное) признание, в том числе выражаемое в покупательной активности. Проблема насыщенной экономики информационного общества — это избыточность, и в первую очередь избыточность информационная. Задача людей здесь не только бесконечное формирование информации, но и ее рациональное использование.
Информационная инфраструктура во многом подобна материально-технической. В любой своей форме технологическая эволюция основывается и одновременно имеет своей конечной целью людей. В противоположность индустриальному этапу развития экономики в постиндустриальном информационном обществе основным производственным ресурсом или «средством производства» становятся информация и знания во взаимосвязи с квалификацией людей. При этом квалификация как знания и навыки в смысле «основного средства производства» принадлежит самим работникам, отчего ценность кадров резко возрастает. Это меняет структуру общества, а собственность на материальные «средства производства» утрачивает свое былое значение [1]. В результате отношения между компанией и интеллектуальными работниками становятся более партнерскими, повышается самостоятельность сотрудников, резко снижается зависимость от работодателя. Возрастающее значение человеческих активов определяет отчетливую тенденцию «имущественного расслоения» по признаку квалификации. По мнению П. Друкера, «работники знания» не станут большинством в «обществе знания», но… они уже стали его лидирующим классом» [2].
В информационном обществе в отношениях информации и человеческих активов актуальной является проблема отчуждаемости квалификации. При безусловной связи информации и знаний с людьми следует отдельно выделить неотчуждаемые информацию и знания. Информация и знания не самоценны: их ценность определяется людьми и через людей, они формируются и используются людьми. Необходимо разделить отчуждаемую и неотчуждаемую части информации. Даже отчуждаемая информация имеет ценность в связке с ее квалифицированным пользователем. Что же говорить про неотчуждаемые качества, в совокупности характеризуемые квалификацией, компетентностью или знаниями и навыками.
В упрощенном смысле отчуждение знаний представляет собой предоставление информации. От качества отчуждения информации зависит ее последующее использование. Без качественного отчуждения информация становится лишь дорогостоящим и малоиспользуемым имуществом. В соответствии с этим все большее развитие получает разделение труда по созданию и использованию знаний. В массовом образовании наблюдается смена приоритетов от вопросов понимания к использованию информации и знаний: «…простое применение знаний не требует глубокого понимания, что и привело к прагматическому упрощению и снижению требований в процессе массового обучения» [3].
Отличие информационного развития кроется в стимулировании всех прочих инноваций. Действительно, при использовании информационных технологий, делающих доступными накопления знаний и, более того, переводящих эти знания на новый уровень, открываются невиданные доселе возможности для улучшения всех сфер жизни. Информационные технологии дают мощнейший инструментарий. У их пользователей появляются системные конкурентные преимущества. Но даже видя перспективы искусственного интеллекта, человек должен оставаться субъектом управления, а любые информационные возможности — средствами достижения его целей или объектами управления. На этом уровне вопрос переходит к диалектике сознания и материи.
Перекос в сторону инфраструктуры по отношению к человеческим активам может иметь фундаментальные последствия для развития человечества. Что чему служит: человек информационным технологиям или информационные технологии человеку? «Интернет стал эффективным механизмом коллективного информационного сетевого взаимодействия, даже материализацией коллективной памяти, если не самого сознания человечества, реализованного на технологическом уровне» [3]. Исключение человеческой составляющей из сферы обсуждения вопросов информационного общества вызывает опасения. Технологическое преимущество материальной и информационной инфраструктуры по отношению к сфере управленческих и кадровых методов не только не позволяет в полной мере использовать имеющиеся возможности, но, рассматривая крайний сценарий, нельзя исключать потери контроля и перехода людей в неосознанное состояние объектов управления.
Управление человеческими активами
для достижения инновационного лидерства
В общественном мнении распространена позиция о коррупционной причине инфраструктурного перекоса стимулирования инноваций. Наш анализ позволяет перевести вопрос в другую плоскость. По нашему мнению, ключевой причиной инфраструктурного перекоса является не маниакальное желание «пилить бюджет», а измеримая управляемость материальных вопросов. Любой руководитель предпочтет «материю» «абстракциям» человеческой неопределенности. Неизмеримость и связанные с нею риски являются действительными причинами инфраструктурного перекоса. Ведь если говорить про коррупционные возможности, то в «мутном омуте» они несопоставимо выше.
Измеримость и управляемость являются взаимосвязанными причинами предпочтения воздействия через инфраструктуру, по отношению к непосредственной работе с человеческими активами. Ее отличие от обычной кадровой функции заключается в том, что управление человеческими активами строится на основе измеримости. Но следует признать, что это отличие носит фундаментальный характер и переводит кадровую работу в разряд ключевых интегральных функций управления.
Корнем сложностей инновационного развития и в целом перехода к информационному этапу развития общества является неуправляемость человеческой «причины». Это касается всех участников инновационного процесса: и ученых, и менеджеров. Объективно следует признать системную проблему: отсутствие необходимых управленческих технологий с ориентацией на кадры в качестве измеримого интегрального актива. Кадровое управление, а вместе с ним и вся человеческая составляющая организаций различных типов и уровней не имеют измеримости. Без кадровых измерений информационное общество действительно не имеет управленческой основы. Получается системное противоречие: управление людьми как основа постиндустриального информационного этапа развития общества само находится на уровне чувственного дочислового счета.
На фоне бурного технологического развития все очевиднее становятся фундаментальные препятствия дальнейшего общественно-экономического развития, закостеневшие в состоянии кадрового управления. Дисбаланс здесь носит системный характер. Скорость технологического прогресса изменила жизнь за последнее столетие больше, чем за всю предшествующую историю человечества, но управленческие и кадровые технологии мало в чем изменились со времен строительства египетских пирамид. Информатизация кадровой функции, к сожалению, меняет только форму хранения и накопления древних как мир кадровых анкет. Управление, как и прежде, строится на надзоре, а по кадрам мы имеем все тот же набор биографических сведений с усугублением и с несопоставимыми психологическими зарисовками.
История человечества связана с поиском обходных путей в отношении прямого управления человеческими активами. Материальная и информационная революции направлены не на что иное, как на создание преимуществ для людей. Признание ценности информации как совокупности знаний наиболее близко к их человеческой природе. Но и здесь мы видим перекос в сторону средств обработки информации.
В определенной степени неизмеримые инвестиции в образование схожи с инвестициями в инфраструктуру. Без должного состояния кадрового управления нарушается тот же принцип учета и управляемости, когда должно быть абсолютно прозрачно — кого, зачем и чему обучают. Наращивание непродуктивного квалификационного потенциала не только бесполезно — оно может иметь серьезные негативные последствия, связанные с ощущением нереализованности и невостребованности.
Измеримость должна стать мировоззренческой основой дальнейшего развития теории и практики управления. История и примеры современной управленческой практики подсказывают нам, что «измеримость» является тем самым «философским камнем», трансформирующим действия в результаты.
Сегодня бизнес и государство имеют комплексную систему учета и управления всего разнообразия материальных и нематериальных ценностей. Более того, прогресс в ресурсном учете не стоит на месте: происходит совершенствование инструментария, расширение и углубление объектов учета. Зачем нужно развитие систем учета? Учет и измерение открывают саму возможность управления, то есть открываются возможности достижения контроля активов и решения оптимизационных задач. Но с важнейшими в информационном обществе человеческими активами этого не происходит!
Достижение измеримой управляемости кадровой ситуацией означает достижение управляемости «неисчерпаемым источником достижений». Только измеримое кадровое управление сможет занять достойные позиции в иерархии управленческой работы. В целом в результате внедрения измеримого управления человеческими активами достигается:
1. Измеримое управление количественным составом и качественными характеристиками человеческих активов организаций различных типов и уровней, вплоть до управления государственными человеческими активами.
2. Повышение эффективности задействования кадрового потенциала, включая реализацию инновационного потенциала. Активизация человеческих пассивов. Наиболее прямое, по отношению к технологическому, инфраструктурному и ресурсному вариантам воздействия, влияние на результаты работы кадров и образуемых ими организаций.
3. Наиболее полное вовлечение в оборот и использование материальных ресурсов, инфраструктурных и информационных возможностей.
4. Повышение ответственности за кадровую ситуацию, прозрачности и эффективности кадровых решений. Использование потенциала информатизации кадрового учета.
5. Преодоление кадрового препятствия дальнейшего развития экономики и общества. Интеграция (в системе кадровых измерений) экономики и общества в целях дальнейшей эволюции человечества.
Источник: hr-portal.ru