Конфликты с работодателями чреваты не только изрядно потрепанными нервами и материальными потерями, но и проблемами с трудоустройством в будущем. Как правильно себя вести, если бывший начальник затаил на вас злобу?
Новая работа— как вступление в брак. Каждый верит и надеется, что все сложится благополучно. Но даже самое хорошее начало не гарантирует удачного финиша. К моменту увольнения из компании тучи на горизонте часто сгущаются, до неузнаваемости изменяя привычный рабочий пейзаж.
Лучшее— враг хорошего
Это правда, что незаменимых людей нет. Но бывают те, кому непросто найти замену. Способов удержать ценного работника в коллективе масса. Самый простой — прибавка к зарплате. Однако когда возможности работодателя в денежном смысле исчерпаны, приходится расставаться. Нередко наниматель, получая заявление об увольнении от одного из лучших сотрудников, всеми силами пытается удержать его. «Поначалу приятно, что тебя ценят, просят остаться, — рассказывает юрист Татьяна Олейникова. — Но если уговоры не действуют, начальство переходит к угрозам. Мой руководитель трижды отказывался подписать заявление об уходе. Сулил мне скорейший карьерный рост и неплохие зарплатные перспективы. Но я твердо решила увольняться: мне стало скучно в небольшой юридической фирме». В четвертый раз Татьяна Олейникова настоятельно попросила начальство подписать заявление у нее на глазах. Усадив сотрудницу в кресло, гендиректор начал туманно намекать на неизбежные проблемы с ее будущим трудоустройством. «Он заявил, что уже связался с моими потенциальными работодателями и изрядно поубавил их желание брать меня на работу», — вспоминает юрист. Растерявшись, Татьяна покинула кабинет руководителя, ничего не сказав в свою защиту. Проработав еще месяц, она подала очередное прошение об увольнении, сославшись на проблемы со здоровьем. Бумага была подписана, но без скандала снова не обошлось. «Вы никогда не построите успешную карьеру, это я вам обещаю», — заявил бывший шеф.
Ситуация более чем распространенная. Но, как говорится, не так страшен черт, как его малюют. «Подобные угрозы, как правило, так и остаются лишь угрозами, — комментирует директор по персоналу юридической фирмы “Линия права” Георгий Новиков. — Это классические манипуляционные шаги, которые работодатель использует от отчаяния, из-за того, что не способен удержать работника иным способом». Вероятность того, что новые работодатели примут на веру слова своего коллеги, довольно низка. Да и руководству едва ли придет в голову связываться с будущими нанимателями, чтобы сообщить им об их ошибке. Услышав подобные угрозы, будьте уверены: шеф блефует.
Даже если руководство и не погнушается дать плохие рекомендации, то бояться этого не следует. Во-первых , информация о сильных профессионалах распространяется по рынку, и если вы из их числа, о вас уже слышали. «Заработанная положительная репутация не рухнет в одночасье из-за дурных отзывов одного человека»,— объясняет Георгий Новиков. Правда, чтобы ее заработать, необходимо больше общаться в узкопрофессиональной среде, быть гибким, грамотно строить отношения с руководством и коллегами. Во-вторых , руководитель, если он не глуп, легко сможет просчитать ситуацию на несколько шагов вперед. Сегодня он распространяет о бывшем работнике негативные слухи, завтра экс-сотрудник на новом месте доказывает свои блестящие способности, послезавтра на самого руководителя начинают коситься коллеги, а приглашенные им специалисты отказываются переходить к нему, подозревая, что связываться с таким себе дороже. И, наконец, в-третьих , негативные слухи, распространяемые о вас обиженным работодателем, скорее всего, будут проверены кадровиком в агентстве или на новом месте работы. «Специалисты по подбору персонала редко ограничиваются одним отзывом, особенно если он плохой, — рассказывает менеджер кадрового агентства “Фрегат” Алевтина Буянова. — Ведь всегда можно опросить подчиненных и коллег. Если мнение руководства будет резко выделяться на фоне отзывов всех остальных, никакой роли оно не сыграет».
Отступать некуда
Если причины конфликта, повлекшего за собой увольнение, лежат в эмоциональной плоскости — шеф и подчиненный просто невзлюбили друг друга, — шансов получить плохие рекомендации у потерявшего работу сотрудника гораздо больше.
Увольнение по статье, если вы считаете его незаконным, необходимо оспаривать в суде. Ни в коем случае не стоит заводить новую трудовую и с ней отправляться на поиски работы. Потенциальные работодатели истолкуют это как ваше желание скрыть конфликт, в котором вы виноваты целиком и полностью. Судебный иск, поданный на работодателя, не сделает вас скандалистом, трудовые споры очень распространены. Следует требовать восстановления на работе: не с тем чтобы продолжать трудиться в компании, откуда вас выгнали, а для того чтобы после восстановления в должности подать заявление об уходе по собственному желанию.
Если вы расставались со своим прежним работодателем далеко не мирно, а с обоюдными претензиями и даже судебным разбирательством, будьте готовы к продолжению «войны». «Все мы люди — и победы над нами заставляют злиться, подпитывают комплексы, разжигают зависть, — комментирует рабочие конфликты психолог Татьяна Леденева. — Поэтому после скандального ухода из компании, откуда вас долго выживали, следует ожидать своеобразной “мести” со стороны побежденного работодателя. Сегодня вы отстояли свои права, а завтра за это поплатитесь. Так что, приходя устраиваться на новую работу, держите в голове мысль о том, что здесь о вас, возможно, уже слышали что-то плохое. Поэтому ведите себя максимально открыто с первых минут собеседования, чаще улыбайтесь, о времени, проведенном в предыдущей фирме, отзывайтесь положительно, но о конфликте не замалчивайте: лучше скажите о нем сами, не дожидаясь вопроса кадровика». Специалисты HR-индустрии советуют как можно мягче и доброжелательнее отзываться о прежнем руководстве, сотрудниках, корпоративных ценностях компании, не давать никому оценочных характеристик и избегать давать оценку самому конфликту.
«Начнем с того, что соискатель, приходя на собеседование, не может знать, какие слухи уже дошли до нового работодателя, — говорит Георгий Новиков. — Поэтому самое главное — говорить правду, ничего не скрывая. Опытный рекрутер непременно оценит искренность и открытость кандидата. Кроме того, он постарается собрать информацию о соискателе из альтернативных источников». Узнать, в чем причина конфликта, профессиональный кадровик захочет непременно. Ведь, вполне возможно, налицо несовместимость характеров или стилей работы. Например, руководство медлительное, вдумчиво подходит к каждому вопросу, а соискатель человек активный, старающийся все рабочие моменты и вопросы решить как можно эффективнее и в кратчайшие сроки. Понимание сути конфликта позволит рекрутеру подобрать для соискателя идеальное место работы: ту самую компанию, где он придется как нельзя кстати.
Первое знакомство с любым кандидатом у работника по подбору кадров происходит через резюме. «В нем о причинах ухода можно не писать, — советует Алевтина Буянова. — Разговор с принимающей стороной следует построить так, чтобы потенциальному работодателю стало ясно все о фактическом опыте. Если речь зайдет о конфликте, то о причинах его необходимо говорить аккуратно: назвав своего бывшего начальника самодуром, вы предстанете в дурном свете». Соискателю непременно стоит сказать о положительных сторонах работы в компании, из которой он ушел. Передавая суть скандала, нужно лишь рассказать о фактах, избегая проявлять агрессию или демонстрировать обиду. «Новому работодателю едва ли интересна эмоциональная составляющая конфликта, — говорит бизнес-консультант Владимир Выходцев. — Не стоит вываливать на него все грязное белье — ваши слова непременно передадутся слушателю, и в подсознании у него закрепится неприятие вас, желание свести контакт к минимуму, чтобы избежать отрицательных эмоций».
Если вы чувствуете, что неприятные слухи о вас уже поползли по рынку, возможно, имеет смысл обратиться в кадровое агентство. «Не стоит забывать, что на рынке есть компании, репутация которых весьма неоднозначна, — добавляет Алевтина Буянова. — И рекрутер уже мог ранее сталкиваться с подобными конфликтами при увольнении сотрудников из той или иной организации. Трудоустройство через кадровые агентства может быть удобным, так как специалисты, работающие в них, занимаются анализом рынка труда, собирают информацию о недобросовестных и скандальных фирмах и руководителях». Георгий Новиков полагает, что даже работник кадрового агентства помочь «опальному» сотруднику не сможет, так как обязан докладывать клиенту, обратившемуся за помощью в подборе персонала, все, что известно о каждом соискателе. И в любом случае принимать решение будет наниматель: многие просто не желают связываться с теми, чья репутация хоть немного подмочена. Исключения все же есть. «У меня в практике был показательный случай. При подборе менеджера в крупную иностранную компанию мы получили отрицательные отзывы об одном из кандидатов. Его бывший руководитель заявил, будто соискатель чрезмерно увлекается спиртными напитками. Естественно, наниматель засомневался, брать на работу такого специалиста или нет. Дополнительно мы предоставили клиенту еще две рекомендации на этого кандидата с других мест его работы: в них отмечались его исключительно положительные качества. В итоге специалиста взяли на высокооплачиваемую должность», — рассказывает один из сотрудников рекрутингового агентства.
Расположить к себе менеджера по кадрам или специалиста из HR-агентства зачастую просто необходимо. Потом, когда дело дойдет до собеседования с начальством, речь, скорее всего, будет уже о ваших профессиональных качествах — и если они удовлетворят потенциального руководителя, вас возьмут на работу. Рекрутер, представляя вашу кандидатуру начальству, берет на себя первый удар: это его спросят, что за конфликт за плечами у того или иного специалиста и почему, невзирая на небезупречную репутацию, кадровик предлагает именно этого кандидата. Если рекрутер доверяет вам, он, скорее всего, сможет убедить начальство в том, что на конфликт не стоит обращать внимания. В любом случае есть масса компаний, которые закроют глаза на случившийся казус, если специалист выйдет на работу с максимальным исполнительным сроком (шесть месяцев) или по договору подряда на заработную плату чуть ниже рыночной. «Если вам не хватило хитрости или ума справиться с конфликтом, идите работать даже за копейки», — советует руководитель крупной компании. Такой вариант поможет сотруднику восстановить свою репутацию, продемонстрировав на деле профессионализм.
Источник: hr-portal.ru