«Я начал подрабатывать с 8-го класса, — рассказывает Евгений Ларионов, основатель сети Coffee and the City. — Вначале это были непостоянные заработки на каникулах или после школы. Я побывал садовником, собирателем компьютеров “Спектрум” и даже красил железнодорожные пути». Со второго курса университета Ларионов попал в подразделение IBS, которое занималось распространением электронных версий газет. «Мы, например, печатали в крупных гостиницах Москвы свежую иностранную прессу через специальные станции с онлайн-доступом к pdf ведущих мировых изданий», — вспоминает предприниматель.
Три года, пока учеба была плотной, Ларионов работал оператором в вечерние и ночные смены, а с 2002 г., учась в магистратуре, он перешел в IBS на полный рабочий день и через два года возглавил отдел продаж в своем подразделении.
«Практически сразу после магистратуры я оставил работу и открыл бизнес — агентство Ex Libris, которое занималось мониторингом СМИ и социальных медиа, — говорит предприниматель. — Опыт работы в IBS сильно повлиял на успех собственного дела. Знание индустрии позволило мне понять потребности клиентов, а также механизмы их привлечения — это явилось фундаментом. Также у меня образовался круг подрядчиков — им я мог поручать работу, которую не успевал делать сам».
В 2010 г. у Ларионова был опыт открытия сети суши-баров Sushi City. «Это тоже было новое для меня направление, — вспоминает предприниматель. — К счастью, первый бар я открыл в очень проходном месте, что позволило мне свести на нет почти все допущенные вначале ошибки».
Успех в двух случаях
«Большинство стартапов умирает в первые три года жизни, — убежден Станислав Протасов, сооснователь и глава разработки Parallels. — В России риторика инновационности звучит так, будто стартапы — это удел “молодых и дерзких”. А работать в компании, дескать, ужасно скучно. Если ты хочешь вырастить здоровый бизнес, то успех возможен только в двух случаях: либо ты и твои партнеры отлично знают, как, например, работают в том же Microsoft или Google, либо же ты уже имел опыт открытия собственного дела». В остальных случаях новичкам нужны стажировки, подчеркивает Протасов.«В первый год жизни, например, технологического стартапа его работа сильно связана с инжинирингом, — продолжает Протасов. — Это командная работа. И будь ты хоть семи пядей во лбу, конечный результат определяется не твоими знаниями, а опытом коллектива разработчиков».
«Все решают люди, — соглашается Михаил Щелконогов, один из основателей компании Acumatica. — Именно они или все сделают, или все погубят. Главного архитектора Acumatica я знаю уже 15 лет — дольше, чем собственную жену». Бертран Серле, создатель Mac OS X, 20 лет проработавший в Apple бок о бок со Стивом Джобсом и входящий сейчас в состав совета директоров Parallels, только пару лет назад запустил свой проект, отмечает Протасов.
Опытным путем
26-летний предприниматель Загир Рашитов собственный бизнес создал год назад. «Я никогда не работал наемным менеджером, более того, еще будучи студентами первого курса, я и мой партнер организовали небольшое рекламное агентство», — рассказывает он. Впрочем, больших планов продолжать работать в этой сфере у молодых людей не было. «Мы обслуживали чужие компании, наши заработки были разовыми, а хотелось чего-нибудь такого, во что можно вложить душу», — рассказывает Рашитов.
Так возник проект Gruzobzor. Это онлайн-сервис для грузоотправителей и транспортных компаний, который позволяет обеим сторонам размещать заявки, проводить торги, оформлять договоры, обмениваться сообщениями. «В России такие проекты уже есть, но все они, как правило, не предлагают широкого спектра услуг, — говорит Рашитов. — В основном это площадки, на которых можно размещать объявления». Предприниматель не скрывает, что для того, чтобы успешно развивать стартап в малознакомой IТ-сфере, многому приходится учиться в процессе. «Нам не хватает опыта построения сложных технических инструментов, которые могли бы, к примеру, позволить заказчикам и исполнителям через сайт осуществлять весь документооборот, — делится предприниматель. — Сейчас, чтобы восполнить этот пробел, мы консультируемся с техническими директорами и инженерами других крупных компаний, посещаем в Москве специальные семинары».
«Что касается IТ-индустрии, то, например, проекты, связанные с разработкой мобильных приложений, всем возрастам покорны, — считает Максим Эмм, исполнительный директор Peak Systems. — Достаточно вспомнить проект ChatRoulette.com (видеочат для русскоязычных пользователей, основанный на принципе случайного поиска собеседника), который изобрел 17-летний московский школьник. Или другой яркий пример — Марк Цукерберг, который создал Facebook, еще будучи студентом». По мнению Эмма, для такого рода проектов самый подходящий возраст — 25-30 лет: «Молодые люди готовы рисковать, они быстрее создают команду, не задумываясь над тем, кто и как впоследствии поведет себя на проекте». Эмм говорит, что стартапы по написанию программ для мобильных телефонов и интернета не требуют больших вложений и окупаются буквально за несколько месяцев: «Взять, к примеру, игры для социальных сетей. Сами по себе они недорогие, зато людей, готовых их покупать, много. Зарабатывать на этом может любой толковый разработчик».
Что дает опыт
«Когда я работал финансовым директором в оптовой компании автомобильных запчастей, мы с коллегами создали сложную по сути, но простую для пользователей систему управления бизнесом на базе 1С, — рассказал Максим Дьячков, основатель компании “Лэпкэп”. — В ней только справочник номенклатуры включал миллион позиций. Система была интегрирована с интернет-магазином, через который наши клиенты могли купить любую понравившуюся им запчасть. Мне этот опыт очень помог, когда уже в собственной компании я решил ввести аналогичную программу. Базовая версия этой системы решает стандартные задачи торговой компании, но, работая с такими крупными покупателями, как “Ашан” и “Детский мир”, в системе 1С необходимо адаптировать бизнес-процессы и документооборот под их требования и стандарты. Как это делать, я уже знал, оставалось решить техническую сторону вопроса».
«Опыт работы наемным менеджером дает понимание основ управления командой, — утверждает Ларионов. — Без практики было бы сложно что-то быстро выстроить самому».
«Средний возраст предпринимателей, в стартапы которых мы инвестируем, — 30-40 лет, тех, кому меньше 30 лет, совсем не много — где-то 20%, — говорит Гайдар Магдануров, директор по инвестициям венчурного фонда Runa Capital. — Технический директор, директор по пиару, финансам и рекрутингу фонда ежедневно консультируют портфельные компании. Если проект на ранней стадии, мы помогаем разрабатывать и реализовывать бизнес-модели и планы по привлечению клиентов. Компаниям более поздней стадии мы даем советы по стратегическому развитию и помогаем выходить на другие рынки». Очень часто предприниматели, чей бизнес быстро вырастает с пяти человек до 150-200, понимают, что они не способны управлять международной компанией. В этом случае фонд благодаря наработанным связям помогает им находить опытных управленцев в других странах. «В целом, когда мы оцениваем риски проекта, обязательно учитываем и опыт предпринимателей, — отмечает Магдануров. — Даже если это первый бизнес молодого человека, мы смотрим на любую его активность и достижения: будь то победа в международной олимпиаде или студенческий проект».
Источник: hr-portal.ru