26 апреля на церемонии вручения премии «Серебряная калоша» в номинации «Пиар года или Приступ пиареи» победил депутат Госдумы Алексей Митрофанов и его фильм «Юлия». А ведь не так давно журнал «Сообщение», журнал о развитии общественных связей (РОС), не рискнул назвать «Юлию» РОС-проектом, ограничившись присуждением ему звания именно «пиар-акции». Настоящий ли «пиар» стоит в центре внимания?
Пиар, черный пиар, имидж PR-специалиста, ребрендинг PR, РОС – это волнует каждого профессионала в области развития общественных связей. По поводу происхождения и соотношения этих понятий можно было бы написать диссертацию, но – ограничимся «гневной» статьей.
Сапожник без сапог?
Не секрет, что слово «пиар» и такие его производные, как «пиариться», «отпиариться» (по полной программе), «пропиарить», «распиарить», «пиарщик» и другие стали словами общеупотребимыми. Примечательно, что все они носят как минимум пренебрежительный, а как максимум – негативный оттенок. Известный гуманитарный технолог Ефим Островский – специалист в области развития общественных связей и признанный РОС-мастер, – слово «пиарщик» давно считает ругательным. Согласны?
Пиар с таким душком – это сильный урон по имиджу профессии «PR-специалиста». В общем-то, это прямой вызов самим профессионалам. Не будет же, в самом деле, ходить сапожник без сапог, а pr-специалист без позитивного имиджа? Вот какие есть предложения:
Переименовать профессию, затронув суть ( провести ребрендинг))
Называть вещи своими именами
Преподавать PR как науку
Коктейль Молотова: Откуда все пошло-поехало?
Для начала попробуем понять, откуда есть пошла ненависть к PR и людям, его делающим? Возможно, причина та же, что и у отношения к журналистам, как к «продажным сволочам». Во времена экономических кризисов они, как и многие другие люди, судорожно искали средства к существованию. Журналисты пробавлялись не только «джинсой», но и подрабатывали рекламными агентами. Я знал и такие экзотические случаи, когда редактор одной региональной газеты упрашивал своего верстальщика в обход рекламной службы газеты вставить текст с фотографией местной кафешки. А мешать журналистику с рекламой – это очень вредно. Сначала теряется доверие к журналистам, потом — к товару, а в конечном итоге страдает потребитель.
Но «инициативы» самих журналистов — это небольшие объемы. Большая игра и большие фолы начались тогда, когда к ним с крупными заказами от имени больших заказчиков-клиентов обращались PR-специалисты. И это они развратили журналистов «гонорарами» за хвалебные или иного рода тексты. По идее, профессия журналиста – искать информацию, а PR-специалиста – доставлять ее по месту требования. Когда в цепь функциональных обязанностей вписываются лишние деньги, происходит ломка сложившихся границ «можно-нельзя». Вот и поломали.
Ребрендинг
Кажется, что все беды негативного оттенка значения слова «пиар» отчасти лежат на плечах невежества. Если бы аббревиатуру PR смогли перевести на русский язык вовремя и правильно, кто знает, как бы сложилась судьба многострадального «пиарщика»?
С другой стороны, специалиста по HR-уважают больше. «Эйч-ар» — тоже не совсем русское слово. Но он ведь – не публичный человек, правильно? Значит, и ответственности меньше. И не будем себя тешить мыслью, что если собаки лают, то казак, то есть пиарщик – в седле. Например, другие публичные профессии заслуженно пользуются уважением: артисты, ученые, писатели и некоторые другие.
Итак, спохватившись, слово PR перевели как «связи с общественностью». Ну связи, да… С кем-кем? – С общественностью, так ее раз так – куда она не в свое дело лезет! Есть здесь элемент пренебрежения к общественности, не так ли? Если мы обратимся к истокам PR, на его родину в США, то увидим, что там уже давно нет Public Relations, а есть – Public Relations Development. В переводе это означает «развитие общественных связей» или сокращенно РОС. По-моему, очень осмысленным будет ответ на вопрос – в чем же суть PR-деятельности? – В развитии общественных связей.
Называть вещи своими именами
Черный PR все чувствуют, видят и называют, когда распространяют негативную информацию. А PR видят там, где идут комментарии известных людей. Вообще-то, по всем правилам, PR должен быть незаметен и гармоничен. Тогда он работает. А все остальное к PR или как мы выяснили к РОС – отношения не имеет. В связи в этим предлагаю называть явления своими именами. Вот краткий словарик:
Черный пиар – компромат, ложь, клевета, искажение и подтасовка фактов, и прочее – в зависимости от исполнения. Смешно иногда слышать такие комментарии «…Его действия эксперты тут же назвали черным PR…»
Пиариться – выпендриваться, высовываться, рисоваться.
Отпиарить – смыть позор газетными статьями, а не делами.
Отпиариться (-ся) – высказаться ради того, чтобы высказаться, сказать хоть что-то; засветиться.
Распиарить (-ся) – выставить (-ся), «засветиться» так, чтобы помнили только в момент этой самой засветки.
Этот словарь вы можете продолжить сами. А с Ефимом Островским после этого, пожалуй, можно будет согласиться…
Преподавать PR как науку
Растет новое поколение PR-специалистов. Неужели им тоже предстоит стать «пиарщиками», чтобы каждый день кого-то или что-то «пиарить»? Не за этим идут в профессию. Старшим товарищам, неотягощенным первородным грехом, надо объяснять, что такое классический PR. Напомним цитату известного PR-специалиста Фрейзера П.Сайтела: PR – это определенная функция управления, которая способствует установлению и поддержанию взаимодействия при общении, понимании, восприятии и сотрудничестве…
Каждый на своем отдельно взятом месте должен доказывать высокие принципы профессии: Взяток журналистам не давать! Говорить только правду! Любить клиента! Быть открытым и внимательным к мнению собеседника! и так далее. И помним, что PR – это всего лишь часть общего продвижения наряду с маркетингом и рекламой. Всем будет лучше, если в этой тройке у каждой «головы» будет позитивный имидж.
Источник: hr-portal.ru