Мы сегодня завершаем публикации на тему «Экономика впечатлений». И эта статья будет звучать особенно остро сегодня. Она очень сильно перекликается с событиями, которые происходят в наши дни в Крыму и на востоке Украины. ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ находит свое четкое отражение в ВОЙНЕ ВПЕЧАТЛЕНИЙ. Об этом подробнее читайте дальше.
Портрет экономики впечатлений был бы неполным, если бы он не затрагивал политику и войну, как продолжение политики другими средствами. О связи экономики и политики долго рассказывать не нужно – она очевидна. Рассмотрим более подробно связь между типами экономики, ведущими видами вооружений и характеристиками стратегий и тактик ведения войны.
В ХХ веке можно проследить любопытную динамику образа врага в СМИ. В период между Первой и Второй мировыми войнами, а также в период «холодной войны» типичный враг с обеих враждующих сторон (неважно каких) представлялся как злой, глупый и стремящийся к захвату материальных благ, т.е. движимый материальной мотивацией. Сейчас он все чаще представляется в СМИ как подлый, кровожадный и антигуманный, или, иначе – движимый не материальной, а агрессивной мотивацией. Материальные мотивы ведения войны – расширение территории государства, захват колоний и природных ресурсов противника, использование труда рабов отходят на второй план, вытесняясь бредовой идеей наказания целых наций за антигуманное поведение. Нефть, как причина войны в Ираке, фактически никем не рассматривается. Становится гораздо важнее поймать и наказать какую-нибудь одиозную фигуру, вроде Бен Ладана, Саддама Хусейна или мифический «Правый Сектор», даже если при этом погибнут тысячи мирных граждан.
Любопытно, что политика сама по себе стала чем-то вроде шоу, начиная от выборов и PR-технологий и кончая освещением конкретных боевых действий. Чем более грязную и эпатирующую публику подробность о противнике удается найти – тем лучше. А, если ее нет, то она будет непременно придумана для оправдания вторжения. Еще в период первой иракской войны, перед Конгрессом США выступала 15-летняя девушка из Кувейта, которая рассказывала леденящие кровь подробности о том, как иракские солдаты ворвались в кувейтский родильный дом и перебили всех младенцев. Никто, однако, не задался вопросом о том, откуда эта «очевидица» могла знать о таких событиях, если к тому времени она, будучи дочерью кувейтского дипломата, несколько лет жила в США. Но эффект от этого выступления, произведенный в СМИ США был потрясающий! Или можно вспомнить совсем недавний пример о беженке из Славянска и ее историю на российском телеканале про распятого мальчика и его мать, которую таскали по городу привязав к танку. И никому не нужны доказательства, или подтверждения от других свидетелей. Важен самый первый и впечатляющий эффект на аудиторию, для которой эта история создавалась.
Конечно, бомбы в царей бросали и в XIX веке, но терроризм, все же, является порождением экономики впечатлений. Сам по себе ни один террористический акт не способен нанести такого ущерба, который был бы сопоставим с бомбардировками во время Второй мировой войны. И события 11 сентября 2001 года не являются исключением, если сравнить их с Хиросимой и Нагасаки. Но эффекты, создаваемые СМИ от захватов заложников и взрывов таковы, что терроризм получает постоянную «подпитку» от общественного внимания. Собственно эта «подпитка», а не жертвы и ущерб, и являются целью терроризма.
КРИЗИС ВИДЕН ЕЩЕ ПРИ РОЖДЕНИИ…
Экономика впечатлений – такая же кризисная экономика, как и все предыдущие, причем она кризисная изначально. Дело в том, что сенсорная система любого человека имеет ограниченную пропускную способность. Она не может пропустить безгранично большое количество впечатлений и рано или поздно пресыщается.
Но экономика впечатлений принесет также немало позитивных плодов. Дело в том, что любая экономическая эпоха завершается созданием определенных технологий. Развитие аграрной экономики привело к освоению большого количества земель и решению проблемы голода в развитых странах. Промышленная экономика дала миру конвейер и большое количество изобретений. Информационная – объединила весь мир в одну сеть и ускорила научно-технический прогресс. Экономика впечатлений даст человеку ощущение полноты жизни.
МОЖЕТ ЭТО И ЕСТЬ СЧАСТЬЕ?
Источник: ucg.in.ua