Екатерина Мелашенко
Автор
Моя карьера сложилась так, что в ней было 2 радикальных поворота. Сейчас подобное называют «карьерным переходом».
С 19 до 30 лет я работала в бюджетной сфере — в Политехнической школе учителем и впоследствии заместителем директора. К 30 годам я была разведена, разочарована в государственном образовании и эмоционально истощена. Осознала, что хочу изменить жизнь посредством смены работы, которую всегда воспринимала как средство для жизни, но не цель.
Место вне бюджетной сферы искала долго. Везде говорили: «Мы видим ваши способности, но опыта работы в бизнесе у вас нет, извините». Поняла, что нужен вариант с трудоустройством после обучения — для того, чтобы в процессе показать себя и свои способности.
В «Из рук в руки» нашла объявление — курсы администраторов с трудоустройством по результатам в компании «Mr.Doors». В то время у самарского дилера компании шел эксперимент — обучали группу, из которой после формировали команду кризисного салона.
Во время обучения несколько раз хотела все бросить — я не чувствовала себя уверенно, было некомфортно. Мотивировала себя тем, что учусь бесплатно, во время отпуска, ничего таким образом не теряя, а там — как получится. Получилось всё отлично — меня выбрали одну из 11 претендентов, а через 3 месяца салон под моим руководством уже выполнил план.
Из позиции руководителя салона через полтора года я стала заместителем руководителя Поволжской сети и получила главную в жизни возможность — обучаться на MBA. В год окончания программы я перешла на работу к своему однокурснику, построив с ним компанию мечты.
10 следующих лет я занималась всем спектром услуг, связанным с госзакупками, участием в них компаний и помимо этого — всеми вопросами нашей компании, начиная от найма персонала и внутренних коммуникаций до логистики в статусе исполнительного директора.
Затем наметились серьёзные проблемы — бизнес, чтобы выжить, сократился, отдав множество функций на аутсорсинг. Проведя реорганизацию компании, мы сократили объем деятельности и, фактически, руководить стало нечем. Переквалифицироваться в условного сметчика для того, чтобы быть полезным компании, мне было неинтересно. Поэтому одной из первых я приняла решение уходить.
На пути поиска новой работы были серьёзные проблемы:
- Отсутствие сети связей. Моё окружение состояло из людей из малого бизнеса и было тесно связано лично с моим учредителем. Я долго отклоняла все предложения по работе — ни одно из них не конкурировало по условиям. Постепенно знакомые перестали «иметь меня в виду».
- 10 лет я ничем, кроме своей компании, не занималась. Не наработала социальный капитал и личный бренд, не развивала востребованные компетенции. Меня знал лишь узкий круг строительных компаний на рынке госзакупок, а все они были примерно в таком же положении. То, за что работодатели готовы были хорошо платить, я не умела.
Так в 2017 году я оказалась на открытом рынке — впервые за 13 лет. Я была обескуражена, подавлена и согласилась на первое поступившее мне предложение — руководить салоном кафеля и керамогранита. Многое меня устроило:
- близость салона к дому (реально 3 квартала);
- личность учредителя компании — он выбрал меня из 15 претендентов и знакомый вид деятельности;
- но самое важное — меня оценили, нашли сами, пригласили. Это было так важно для моей самооценки тогда.
Недовольна я была заработной платой. Но, во-первых, мы договорились, что после прохождения испытательного срока компания её пересмотрит, а во-вторых, я понимала, что зарабатывать, как прежде, возможно, уже не буду — рынок изменился.
На новом месте я освоилась довольно быстро, хоть это и была розница — незнакомый и не интересный для меня сегмент. Но перспектив я не видела. Решила работать «за деньги». Однако к окончанию ИС стало ясно, что компания не хочет платить. Два раза мне заплатили процент с продаж и сумма вышла интересная, но дали понять, что я дороговата для компании.
Последний месяц работы я вплотную занялась активным поиском, оттачивая навык написания сопроводительного письма. Параллельно записалась на курс «Карьерного консультирования». Работать в КК не собиралась, но считала полезным получить такого рода знания.
К моменту окончания ГПД (гражданско-правового договора) мне поступило предложение сезонной работы — когда-то в молодости у меня был очень успешный опыт работы в должности зам. директора детского лагеря и я откликнулась на аналогичную вакансию, написав эмоциональное сопроводительное письмо.
Я решила, что успешный опыт 20-летней давности можно повторить — и это было ошибкой. Работа давалась очень тяжело, но дала конструктивный результат:
- я поняла, что могла бы реализоваться в каком-то ином виде руководящей работы с детьми;
- впервые в жизни инициативно прервала действие контракта, руководствуясь только личными причинами.
Такой опыт ценен и я себя уважаю за это решение.
Вывод: иногда надо изменить своим привычкам.
В конце августа на hh.ru я встретила вакансию директора детского научного центра со специфическими требованиями. Требовался педагогический опыт, причем руководящий и МВА с опытом в бизнесе. Откликнулась, по традиции сопроводив отклик письмом. Мне не ответили. Я обратилась уже на личную почту руководителя, написав буквально: «Я идеальный кандидат, но вы мне не ответили. Это — вакансия моей мечты и вы много потеряете, не встретившись со мной». Так я добилась приглашения на собеседование.
Выводы:
- Быть настойчивым, если вакансия интересна, не грех.
- Уверенность в себе этому помогает — много ли в городе педагогов-практиков с МВА?
Предложение было интересным и по перспективам, и по уровню дохода. Но при приёме от меня скрыли, что компания была в долгах и кризисе. Через пару недель после моего оформления учредитель, принимавший меня, вышел из состава участников, а оставшийся сразу заявил, что компания ему не интересна и вкладывать в её антикризис он не собирается. Следующих 5 месяцев я тщетно пыталась реанимировать компанию без вложений, на личных связях. В итоге учредители решили закрыть компанию.
Удивительно, но чем хуже были в компании дела, тем больше я заостряла внимание на то, что можно было сделать иначе и тем больше убеждалась, что хочу дальше заниматься чем-то похожим.
К моменту закрытия компании я уже была знакома с потенциальным инвестором и мы вели переговоры по созданию аналогичного Центра. Нашла помещение и подрядчика по ремонту, разработала концепцию. Переговоры шли довольно динамично, предприниматель уже имел бизнес в сфере услуг и был заинтересован в диверсификации.
И тут мне поступает предложение возглавить аналогичный проект. Поначалу я имела «партизанские цели»: собрать информацию, которую можно было использовать в своем центре. Однако я сейчас руковожу этим проектом и считаю свое решение стратегически верным. Почему?
В целесообразности и своевременности открытия нового центра я, зная уже рынок, сомневалась. Ответственность перед инвестором в случае неуспеха могла стать для меня непосильной. У меня не было уверенности в концепции, по этой же причине желания вкладывать собственные средства и команды.
Пока у меня не самый высокий доход. Но важно для меня — есть % с выручки. Я работаю в компании с репутацией в этом сегменте и вижу открытость учредителей. Пока не знаю, буду ли я работать тут долго или, укрепив связи и знания, найду что-то более подходящее.
Для чего этот текст? Мне хотелось поделиться результатом обретения нового места в профессиональном мире через негативный и спорный опыт. Подчеркнуть, что даже из травмирующего опыта можно извлечь что-то полезное. Нужно только слышать себя, осознавать свои потребности и возможности и реалистично оценивать себя и их.
Источник: top-career.ru/career_transition_on_personal_experience