HR PRO

Личный кейс профориентатора: как работать с «трудным» подростком

История сотрудничества с Никитой началась не банально. Подросток сам меня нашел и проявил интерес к тестированию.

Анна Шевченко

Тренер-педагог, эксперт в вопросах обучения, развития и личной эффективности, бизнес-консультант. Преподаватель курса «Профориентатор будущего».

Передо мной сидел маленький взрослый умник: осознанная речь, горящий взгляд, одержимость идеями и не покидающее чувство восхищения. Никита пришел ко мне с запросом о помощи в определении своих сильных сторон.

Как, почему такой запрос, когда все очевидно — мне было непонятно. На момент общения Никите было 16 полных лет, я позвонила маме и мы согласовали возможность тестирования и дальнейшего сотрудничества.

Результаты тестирования подтвердили практически все мои наблюдения.

Подросток — яркий, творческий, амбициозный лидер и стратег, умеющий убеждать и оказывать влияние. Общительный и устойчивый к ситуациям изменений. Никита увлечен робототехникой и у него большие планы на жизнь.

На консультации по итогам тестирования мы раскопали суперсилы (которые, к слову сказать, были видны и очевидны всем, кроме самого Никиты), увидели зоны роста, наметили возможности для профессионального развития.

Мама все это время внимательно слушала и занимала нейтральную позицию. Для меня это тоже было непривычно, потому что чаще всего на консультациях родителей приходится немного «выключать», чтобы максимально взаимодействовать с ребенком и в интересах ребенка.

Никита ушел воодушевленный. Мы договорились поработать над описанием образовательного маршрута — 10-ый класс, нужно точно понимать, что делать дальше.

А мама попросила немного времени для нее. И то, что я услышала, в корне перевернуло красивую картинку. Мама плакала, рассказывая, что Никита невыносим в своих отношениях с родителями. Что в школе не учится, делает, что сам захочет, грубит и хамит учителям. Психологи не помогают, сколько ни обращались. Дома ругань и истерики, в школе вопрос об отчислении и угроза от комиссии по делам несовершеннолетних.

«Анна, помогите, он Вам доверяет! ОН САМ ВАС НАШЕЛ!»

Как так? Что я не увидела? Откручиваю назад. Да, все верно, он сам меня нашел, он все понимает, слышит, результаты тестирования отличные, понятно, куда двигаться дальше. Здесь можно было бы и остановиться. Но тут уже включился мой профессиональный интерес как педагога-наставника.

Во-первых, по тесту стиль обучения подростка совсем не совпадает с привычной системой школьного образования. Никита в прямом смысле мучается в школе. Замечу при этом, что он учится в лучшем лицее региона (топ-10 России), где созданы очень сильные условия для проявленности успеха и талантов ученика.

КОНКРЕТНЫЙ ОПЫТ — индивидуальный познавательный стиль Никиты — который он реализовывал где угодно, только не в школе. Школа стала демотиватором и последним местом, куда хотелось возвращаться. Все держалось до последнего на личности учителя информатики, который вел дополнительные занятия в школе, с которым были конкурсы, победы и конкретный опыт: поездка в «Сириус» с собственным проектом, международные состязания, научные поединки. А также возможность углубленно изучать и исследовать предмет.

Но, к сожалению, учитель ушел на повышение в другой город, а замещения не произошло. У Никиты были попытки найти дополнительные кружки или наставника, но не сложилось.

Во-вторых, следует принимать во внимание острую потребность Никиты жить и работать в ситуации вызова. Именно ВЫЗОВ является его ценностным ориентиром в профессиональной деятельности. Пока он не состоялся в профессии — им движет предприимчивость, желание расти профессионально в своем проекте, но нет навыка решать проблемы. Ресурс есть, а инструментов нет.

В-третьих, ОРГАНИЗОВАННОСТЬ — откровенно слабая сторона и как волевое качество личности подростка, и как компетенция будущего сотрудника. А это про системность, самоконтроль и высокую мотивацию к виду деятельности.

Осталось много разных вопросов — например, почему при явной увлеченности собственным инженерным проектом у Никиты такой низкий уровень профессионального развития? А как его высокий уровень эмпатии совмещается с его невнимательностью к вербальным и невербальным проявлениям других людей?

Как мы прорабатывали эту ситуацию

Я взяла семью на сопровождение. Мы провели установочную сессию в присутствии всех заинтересованных сторон (Никита, мама, папа) под моим модераторством. И разделили задачи. Мы прояснили, что трудности с самоопределением возникли не только на фоне выраженных проявлений подросткового возраста, но и в результате явных пробелов родителей в знании психологических ресурсов личности собственного ребенка, отсутствия понимания собственной роли во взаимоотношениях с ним.

Задачи получились следующие:

1. Разъяснить родителям базовую комплектацию собственного ребенка (личностные особенности и устройство психики).

2. Подсказать им инструменты, которые помогут построить эффективное взаимодействие.

3. Познакомить подростка с самим собой.

4. Передать знания о конкретных инструментах, которые помогут ему усилиться.

5. Составить личный план развития Никиты, который включает, в том числе, образовательный маршрут до момента поступления в вуз.

Что сделано на сегодняшний день?

Установочная встреча очень была нужна всем сторонам. После встречи произошло примирение! Маленькими шагами мы начали движение навстречу друг другу, появились слова «спасибо» и «извини», появились правила, границы, уважение. Конечно, каждый иногда срывается, бывают лишние эмоции. Но это их совместный опыт, который они проживают вместе. Учатся быть партнерами друг для друга.

С Никитой наши встречи регулярные. Он сильно подрос за эти полгода.

Мы поставили цели и превратили их в план действий:

Для меня, как педагога-наставника, методика #Профориентация является одним из рабочих инструментов: я помогаю строить индивидуальные планы развития ребенка в сопровождении на пути к его целям и мечтам. Здесь работают диагностика, аналитика, стратегия и понимание сути личности. Я во многом опираюсь на результаты тестирования в своей работе и вижу предметные положительные результаты.


P.S. Случай с Никитой — отличный пример, когда вся работа построена вокруг и на основе методики #Профориентация. Потому что каждый раз, когда возникают непонятные вопросы у родителей или ребенка, мы оперируем понятиями из отчета и живем в одной картине и понятийном аппарате. Это удобно, доступно и системно.


Источник: icareer.ru/blog/metodika_proforientacia