Мы часто слышим о том, что в России не те подходы, методы. Да и вообще, HR еще где-то на уровне мамонтов. Но все познается в сравнении.
Чтобы узнать всю правду (которая пусть и глаза режет), мы провели небольшую спецоперацию — лично разузнали у коллег о подходах, структуре и жизни HR за рубежом.
Начинаем мы с прекрасной девушки, Юли Цапковой, HRD в BTS Digital. Она живет в Казахстане, в городе Астана. Сегодня она поделилась с нами главными особенностями HR в Казахстане.
Юля Цапкова почти 15 лет занимается продуктовой трансформацией и работает с IT-командами в России. В качестве HR BP в МТС провела трансформацию в технических командах, ввела продуктовый подход и внедрила в компании ценности диджитал IT. Параллельно она занимается разработкой HR-сервисов, которые упрощают жизнь людей и бизнеса (социальные сети, ERP-системы, личные кабинеты, приложения для обучения и многое другое).
Однажды ее пригласили в проект в Казахстан в BTS Digital. Это стартап из Нур-Султана, который сконцентрирован на мобильных технологиях, работе с Big Data и искусственным интеллектом. Ей нужно было развивать культуру и ценности в команде продуктовой разработки. А поскольку Agile и SCRUM — это ее страсть, она с радостью согласилась.
HR — это отдел кадров в его классическом понимании
Я работала в молодой технологической компании, где слова “HR бизнес-партнер”, “культура и ценности” и “развитие сотрудника” — не просто слова, а реальные сущности. Но это редкий случай. Как говорит мой друг: здесь мало компаний с атмосферой свободы в принятии бизнес-решений.
В целом, рынок HR в Казахстане устроен просто: рекрутеры, отдел кадров, обучение и коммуникации. Ключевой фокус на найме и увольнении без дополнительных затрат. Желательно еще и сэкономить в процессе. Также компании заботятся о компенсациях и льготах (80% внимания топ-менеджмента направлено на это): KPI, оптимизации расходов, мотивации и грейдировании, все в стандартном понимании. Плюс, доверие к бенчмаркам от большой четверки или других консалтеров.
Бизнесу все еще сложно понимать возможности HR. Лишь единичные компании включают в задачи HR управление мотивацией и счастьем сотрудников. И редко кто задумывается перейти от иерархической структуры компании к горизонтальной.
Из личного опыта:
Мы ввели в компании такую практику: повышение компетенций сотрудника –– не всегда означает увеличение его зарплаты. Рост компетенции — это про развитие и желание вкладываться в продукт и команду. В ответ нас накрыло волной вопросов и скепсиса: мол, зачем развиваться, если это не увеличивает мои деньги?
Женщины в бизнесе и в компании — нечастая история
Как и в России, большую часть HR-сообщества составляют женщины. На практике видела мало женщин в HR, которые своими решениями меняют бизнес. В основном они операционно поддерживают решения руководителей.
Достоверно неизвестно, почему так происходит. Возможно, просто сам HR пока не готов стать полноценным партнером для бизнеса. Но факт остается фактом: бизнес — это мир мужчин, детка!
Из личного опыта:
Я очень удивилась, когда была в Берлине. Там большая часть рекрутеров в IT — это мужчины. В нашей команде тоже есть один парень, работает над HR-ботом, который помогает ребятам узнать о компании все: от оформления отпуска до советов по развитию. По моему это очень круто и достойно мужского внимания.
Западный mindset молодежи
Самое любопытное в Казахстане — молодежь. Они здесь умные, любознательные и про смыслы. Они увлечены новыми подходами к управлению, практиками мотивации, достижением результата и собственным развитием. Очень интересно следить за их карьерными достижениями.
Они хорошо знают английский язык и многие обучались за рубежом. Почти каждый студент в моем окружении учился в Англии, США или в местных университетах на базе зарубежных ВУЗов. В основном, благодаря государственной программе грантов на обучения “Болашак”.
Сейчас Казахстан взял направление на развитие молодого поколения в мировых трендах и подходах, чтобы оживить экономику и политику страны и вырасти на мировом уровне. В большинстве случаев молодежь возвращается. Но, конечно, ребята хотят попробовать свои силы в мировых корпорациях. При этом они любят свою страну и хотят внести свой вклад в ее развитие.
Я всей душой люблю фэшн-бренд Qazaq Republic. Он является негласным амбассадором новой интеллектуальной молодой Республики Казахстан. Его любят и носят, независимо от того, живет человек здесь или уехал. Вот это та яркая особенность молодежи — поддержка друг друга без рамок и границ.
Из личного опыта:
Как-то в одном HR-сервисе мы спрятали пасхалки. Участникам нужно было с помощью них найти ребят на фото, а победитель получал мерч. Было весело и даже немного безумно. В России я иногда сталкивалась с негативом, да и вовлеченность была ниже.
Уважение личных интересов, мировоззрений, образа жизни, поведения и обычаев
Толерантность — тема важная для нашего общества, так как все мы личности и имеем право выбирать свои подходы к жизни. В Казахстане это обязательно учитывают в HR-политике и стратегии, а также в принципах взаимодействия. Подход в чем-то похож на новую Америку и Европу.
К сожалению, в России пока редкие компании искренне уважают нюансы личной жизни сотрудника. Только формально.
Закрытость людей и избегание конфликтов
В России преобладает открытая коммуникация. Например, если возник конфликт, то ключевая задача — управлять им. В Казахстане конфликтовать не принято, поэтому коммуникация носит более скрытый характер. Обычно, коллеги просто стараются избегать их.
Со стороны HR требуется много практик на рост доверия в команде. Важно донести, что скрытый конфликт тоже болезненно влияет на результат. А также научить ребят принимать и давать фидбек экологично.
Это нужно учитывать и при проведении мероприятий, тимбилдингов и других ивентов. Мы стараемся организовать тихие зоны, онлайн-коммуникации и персонализировать общение.
Из личного опыта:
Как-то раз конфликт в команде длился несколько месяцев. И только когда негатив стал влиять на процесс и разработку — мы решили его фиксить. А потяни мы еще чуть-чуть, и некого было бы мирить.
Заработная плата
Зарплата, как и везде, зависит от бренда и уровня эйчара. Если брать IT-рекрутера, то в столицах (Алматы, Нур-Султан) они зарабатывают от 400 000 до 800 000 тенге (68 000-136 000 рублей). Жить на такую сумму можно. При этом ребят часто хантят зарубежные компании.
И тут меня искренне радует, что коллеги так лояльны к своей стране. Только в нашей компании работает больше 10 ребят, которые вернулись, чтобы сделать свой дом лучше. Здесь, на родине. Где их семьи и ценности.
Выходные и праздничные дни
Национальные праздники — выходные дни:
- новогодние праздники — это не большие каникулы, как в России. Например, в этом году отдыхали с 1 по 4 января, а затем 7 января;
- 23-25 марта — весенний праздник Наурыз и настоящий Новый год;
- 23 февраля — не праздник, он плавно перемещен на 7 мая;
- “майских” тоже нет, только с 7 по 10 мая;
- 16-17 декабря — день независимости КР.
Запрещенные темы на собеседованиях
В Казахстане очень заботятся об имидже компании, потому что любую информацию принимают близко к сердцу. Один негативный фидбек может испортить HR-бренд компании.
Неприемлемы стресс интервью, грубое общение, несоблюдение личных границ кандидата. Например:
Ты пренебрежительно отнесся к опыту или к знаниям кандидата. Он вежливо промолчал и умчал домой. После, он поделится своей грустью с коллегами или друзьями на Facebook. И, конечно, был понят другими. Слух пошел по цепочке (так как рынок не столь большой) и твой имидж ухудшается день ото дня. Конечно, такая ситуация встречается и в России.
Поиск новых сотрудников
HH — это 80% всего рынка. LinkedIn подходит для поиска кандидатов на управленческие позиции и digital-персонала. И LinkedIn работает лучше, чем в России. Возможно, потому что здесь он не заблокирован. Также хорошо работает реферальная связь. Думаю, потому что рынок слишком узкий и отзывам действительно доверяют. И, финально, одна из главных площадок для поиска потенциальных кандидатов — Instagram. Он здесь работает на 200%.
Местные джобборды используются только для массового подбора, самые известные каналы — rabotanur.kz, recruitoid.kz и naimi.kz.
Источник: blog.potok.io