HR PRO

Возможен ли реванш: Автоматизация vs. Человеческий труд

Мы говорили в прошлой публикации, что машины проникают во многие сферы человеческой профессиональной деятельности и начинают потихоньку вытеснять человека. Пока еще рано говорить о глобальных последствиях для рынка труда, массовой безработице и о том, как это повлияете на HR-менеджмент в целом. Но определенно эта тенденция уже оформилась и со временем будет только нарастать. На какой границе буде остановлено это «наступление» и какие виды деятельности останутся однозначно за человеками пока неясно и это только добавляет беспокойство. Определенно изменится сфера подбора персонала и деятельность рекрутинговых агентств, другое наполнение получать процессы адаптации и обучения персонала, тренинги для менеджеров будут фокусироваться на новых управленческих компетенциях. И, наверняка, появится необходимость адаптировать сотрудников не только к работе, но и к безработице.

Тем не менее автоматизация не произойдет в одночасье. Очевидно, что даже когда технический потенциал существует, для обеспечения высокой степени автоматизации на текущих рабочих местах потребуются годы.

Темпы автоматизации и, следовательно, ее влияние на работников будут варьироваться в зависимости от различных видов деятельности, занятий и уровней заработной платы и навыков.

Факторы, определяющие темпы и масштабы автоматизации, включают в себя постоянное развитие технологических возможностей, стоимость технологии, конкуренцию с трудовой деятельностью, включая навыки и динамику спроса и предложения, эффективность работы, в том числе и за счет снижения затрат на рабочую силу, а также принятие социальных и нормативных актов.

Проведенные институтом исследования предполагают, что половина сегодняшних рабочих мест может быть автоматизирована к 2055 году, но это может произойти либо на 20 лет раньше, либо на несколько лет позже — в зависимости от различных факторов, в дополнение к другим экономическим условиям.

Эффекты автоматизации могут быть медленными на макроуровне, например, во всех секторах или экономиках, но они могут быть довольно быстрыми на микроуровне, для отдельных работников, деятельность которых будет автоматизирована, или для компаний, отрасли которых будут подвергаться высокому конкурентному воздействию ввиду внедрения автоматизации.

В то время как большая часть текущих дебатов об автоматизации сосредоточилась на потенциальной массовой безработице, людям необходимо будет продолжать работать вместе с машинами, чтобы обеспечить рост ВВП на душу населения, к которому стремятся страны во всем мире. Таким образом, текущие оценки производительности предполагают, что люди, высвобождаемые в результате автоматизации, найдут другую работу. Рекрутинговые агентства и отделы по подбору персонала получат новый запрос — переквалификация. Многим работникам придется поменять характер их деятельности, и ожидается, что бизнес-процессы будут также преобразованы.

Однако сдвиги в специфике рабочей силы уже происходят на протяжении многих десятилетий, и то, что происходит с применением новых технологий автоматизации, не являются прецедентом. Аналогичные долгосрочные сдвиги технологий в области сельского хозяйства с соответствующим влиянием на трудовые ресурсы в развитых странах уже наблюдался в XX веке. Эти сдвиги не привели к длительной массовой безработице, поскольку они сопровождались созданием новых видов работы.

Мы не можем окончательно сказать, будет ли на этот раз все по-другому. Но представленный анализ показывает, что человечество будет по-прежнему нуждаться в рабочей силе: общий прирост производительности, который мы оцениваем, будет возникать только в том случае, если люди будут работать вместе с машинами. Это, в свою очередь, коренным образом изменит рабочее место, требуя новой степени сотрудничества между людьми и технологиями.


Источник: ucg.in.ua