Разумная перестановка кадров и просто смена позиций сотрудников может решить массу проблем и повысить успешность деятельности компании.
Разные профессионалы живут в разных субъективных мирах.
Евгений Климов, «Образ мира в разнотипных профессиях»
Анна всегда мечтала о такой работе: просто приходить немного раньше своего шефа, просто приводить в порядок его стол, просто готовить ему кофе. Отвечать на многочисленные звонки вежливо и с улыбкой, чтобы никого не обидеть и при этом не отвлекать начальника по пустякам. Организовывать его расписание, встречать и провожать его гостей. Природа наградила ее приятной внешностью, общительностью и способностью быстро реагировать на самые разные, самые непредсказуемые ситуации; поручения своего начальника она понимала буквально с полуслова и полувзгляда.
Как-то раз у ее начальника, Вячеслава Федоровича, не задалась какая-то сделка, он пришел на работу раздраженным, а она на пол-секунды дольше, чем обычно, искала нужный ему документ. Он накричал на нее, обозвав недотепой и растеряхой. Через 15 минут он уже весело болтал по телефону с другом, а она проплакала всю ночь.
Наутро Анне показалось, что начальник как-то не так на нее смотрит: видимо, недоволен ее внешним видом, косметике не удалось замаскировать следы ночных слез. И надо было такому случиться, чтобы именно в этот день она на минуту вышла в уборную именно в тот момент, когда к нему пришел один из тех назойливых посетителей, которых она обычно так умело «отшивала». Вячеслав Федорович от него еле отделался, и у него снова испортилось настроение. В этот раз она не получила от него нагоняя – лишь недовольное: «Где ты ходишь целый день?» А а на следующее утро начальник нашел на столе записку: «Простите, что не оправдала Ваших надежд. Прощайте». Через две недели удалось выяснить, что Анна находится в индийском ашраме; и ни уговоры, ни обещания ситуацию изменить уже не смогли. С тех пор Вячеслав Федорович нанял и уволил нескольких секретарей, но, как выяснилось в ходе беседы, так и не понял, что же такое произошло с его верной помощницей.
Можно ли было избежать ухода сотрудника?
Без сомнения – если своевременно провести психодиагностику профессиональных компетенций. Это понятие в различных источниках объясняется по-разному. Мне же ближе то, которое можно использовать практически: «Говоря о компетенциях, мы можем иметь в виду личностно-деловые качества человека, которого обследуем, чтобы понять, какими профессионально важными свойствами обладает именно он» (Людмила Собчик, «Управление персоналом и психодиагностика»).
В данном случае произошла ситуация очень простая и, с точки зрения психодиагностики, полностью предсказуемая. В основе личности Анны лежат две противоположно направленные ведущие тенденции – спонтанность и сензитивность, в сочетании с высоким уровнем ригидности. Высокий уровень сензитивности – проще говоря, обостренная чувствительность, позволяла ей так хорошо понимать потребности своего шефа, но именно она и подвела ее в трудную минуту.
Представьте себе, что встречный водитель включает дальний свет в солнечный день: мы этого даже не заметим. А теперь представьте то же самое в кромешной тьме – мы будем ослеплены. Такой же эффект оказала на Анну грубость шефа: для него, с его низким порогом чувствительности, это и грубостью-то не было, тогда как для нее его слова имели эффект «обуха по голове». Он даже не подумал извиниться, ряд последующих событий уверил ее в правоте ее определения, как «недотепы», привычный мир рухнул и в игру вступила спонтанность – склонность принимать внезапные решения под влиянием импульса. Девушка быстро приняла и осуществила решение, которое, с ее точки зрения, было единственно возможным в данной ситуации.
Как ни банально и ни очевидно утверждение о том, что все люди разные, впустить его в себя бывает невероятно сложно. Видимо, именно поэтому происходит большинство конфликтов: от драк в детском саду до межконтинентальных войн. У нас у всех есть руки-ноги-голова, мы все говорим при помощи рта и видим при помощи глаз – и наш мозг пытается убедить нас в том, что другие люди должны быть точно такими же, как и мы. И вот осторожный бухгалтер считает ненормальным гонщика, теоретик – практика, физик – лирика, русский – американца…
Возможно, во многом именно в этом заключается смысл и радость психодиагностики – объективно показывать и понятно описывать, почему то, что «темно и сыро и пахнет гнилью» – это ничем не лучше и не хуже, чем небо и ветер. Просто змее лучше на земле, а птице – в небе, а попытки пересадить их во имя какого бы то ни было реинжиниринга приведут к весьма печальным, но вполне прогнозируемым, с точки зрения психодиагностики, последствиям.
Обратное тоже справедливо: иногда разумная перестановка кадров и просто смена позиций сотрудников может решить массу проблем и улучшить успешность деятельности компании.
Как-то к моей клиентке на работу личным помощником по знакомству устроилась молодая дама (скажем, Татьяна). Татьяна неплохо говорила по-английски, великолепно работала с документами, отлично готовила кофе, грамотно продумывала и назначала встречи. Тем не менее, очень скоро, несмотря на кадровый дефицит, она оказалась на грани увольнения – по одной очень простой причине: она НЕПРЕРЫВНО говорила. В первую очередь, со своим боссом, что совершенно не давало той возможности сосредоточиться и заниматься своими делами. К тому же, клиентка – выраженный интроверт, и общение на протяжении более, чем пятнадцати минут, воспринимает крайне болезненно (если только оно не является интеллектуально насыщенным на интересные ей темы). Ее попытки урезонить поток сознания помощницы вызывали у той неизменные обиды.
Психодиагностика подтвердила мою догадку: у Татьяны зашкаливала экстраверсия на фоне выраженной тревожности, тогда как интроверсия, которая позволила бы ей остановиться и проанализировать свое поведение и понять, что она излишне назойлива, были не выражены вообще. В итоге, я порекомендовала клиентке перевести Татьяну на клиент-сервис, где в итоге клиентка получила прекрасного работника. Вряд ли стоит говорить о том, что психодиагностика компетенций, проведенная на этапе собеседования, заняла бы 40 минут и сэкономила времени и денег обеим.
Почему необходимо определять мотивацию сотрудника?
На Владимира руководство компании возлагало особые надежды. Его опыт в области интернет-маркетинга и многочисленные повышения квалификации, в том числе и за рубежом, привели к успешному старту трех проектов, после чего продажи продуктов компании резко возросли. Когда директор компании предложил ему возглавить совершенно новый проект, он с энтузиазмом принялся развивать эту идею и уже почти начал воплощать в ее жизнь.
И тут директор, полный признательности, заявил ему, что хочет видеть Владимира не наемным работником, а партнером по этому проекту, пообещав 20% от прибыли. Владимир сказал на это, что предпочитает работать за зарплату – благо она ему это вполне позволяла. Директор же решил во что бы то ни стало «мотивировать» свой талант и настоял на своем. Сотрудник не стал возражать, руководил проектом достойно, хотя все с меньшим и меньшим рвением. А через некоторое время оказалось, что Владимир открыл свою компанию и все больше и больше внимания уделяет ей. Сотрудника уволили, проект закрыли. А что было делать?
Конечно же, провести психодиагностику компетенций! Дорогие руководители бизнес-компаний! Прежде, чем кого-то чем-то мотивировать, попробуйте разобраться, что именно лежит в основе структуры мотивов кандидата или сотрудника. Сами вы в большинстве своем талантливые предприниматели, и для многих из вас возможность получения прибыли является главной мотивацией деятельности; ведь по определению цель любого бизнеса – получение прибыли. Но, поверьте, далеко не для всех это является главной мотивацией!
В данной ситуации возможность заниматься интересным делом и получать стабильную зарплату являлась для Владимира намного более сильным мотивом, чем непонятная прибыль в будущем, которая для него являлась абстракцией. К тому же, понимая, что он делает основную часть работы по проекту, Владимир просто не понял цифру в 20%. Все это породило в нем неуверенность в будущем, которая, в сочетании с выраженным талантом и импульсивностью, привела ситуацию к такой развязке.
Есть известный в психологических кругах анекдот о грузном преступнике, который не помещался на электрический стул. Его посадили на голодную диету, но через неделю он набрал еще 10 килограммов, а через две недели – еще 12. На гневный вопрос начальника тюрьмы – «Почему же ты, такой-сякой, не худеешь?!», заключенный ответил просто – «Так мотивации нет».
Источник : e-xecutive.ru