HR PRO

Как Билайн обучил сотрудников коучингу

Коучинг — это тип взаимодействия, когда один человек помогает другому решать личные и профессиональные задачи путем выстраивания эффективного, структурированного диалога. Отправляясь на коуч-сессию, клиент формулирует проблему. Например, «хочу больше успевать», «хочу научиться эффективно бороться со стрессом», «хочу карьерного роста». Коуч помогает ее решить, задавая вопросы и помогая клиенту самостоятельно на них ответить, но не давая прямых рекомендаций. «Коучинг отучает человека действовать на автомате — а именно так в большинстве ситуации действует и принимает решения человек старше 35 лет. Накопленный к этим годам опыт часто мешает посмотреть на ситуацию по-новому, и здесь-то своими вопросами помогает коуч», — рассказывает генеральный директор SUCCESS LOGIC, официальный представитель и тренер ICC Global в России, executive coach Наталия Васина. В среднем одному человеку требуется около 10-12 сессий в год. Между сессиями клиент работает над собой — обдумывает все, что обсуждал с коучем, предпринимает действия, которые должны приблизить его к решению проблемы.

В 2016 году рынок коучинга в мире составлял $2,4 млрд — с 2007 года он вырос почти на $1 млрд, говорится в последнем исследовании Global Coaching Study, проведенном PwC и Международной федерацией коучинга ICF (International сoach federation). Наибольшее количество коучей — 33% — работает в США. Там коучинг начал формироваться в 1970-х годах, и к сегодняшнему дню стал неотъемлемой частью деловой жизни — его изучению посвящены специальные программы в ведущих бизнес-школах.

Коучинг в России и на Западе

Коучинг бывает личный — когда человек нанимает коуча за собственные деньги, и корпоративный — когда за коучинг сотрудника платит его работодатель. В Европе компании ежегодно закладывают бюджеты на приглашенных коучей для своих руководителей, а в США вводят коучей в штат. Наиболее интересные корпоративные практики ежегодно отмечаются премией, которую организует ICF — одна из крупнейших коучинговых ассоциаций в мире. Среди финалистов премии в разные годы оказывались не только коммерческие структуры вроде GlaxoSmithKline, но и государственные, например, ирландская Health Service Executive.

«Многие российские руководители относятся к коучингу скептически. Большинство компаний либо точечно используют коучинг, либо вообще не понимают, зачем он нужен», — говорит Екатерина Подвальная, консультант по непрерывному развитию и executive coach, а в прошлом — директор «Билайн университета». Рынок коучинга в России очень неструктурированный, в последнее время на нем появилось много «специалистов», имеющих сомнительные сертификаты, отмечает она. «Кто только ни занимается у нас коучингом. Его путают с психологический поддержкой, карьерным или профессиональным консалтингом, менторством. Ценообразование на рынке коучинга достойно отдельного внимания: цена за сессию (1,5-2 часа работы) может варьироваться от 7000 рублей до 200 000 и, вероятно, выше. Как это связано с образованием или бэкграундом коуча, непонятно», — говорит Екатерина Подвальная.

«На западный уровень корпоративный коучинг в России выйдет лет через 10», — считает Наталия Васина. «Ветеран» корпоративного коучинга в России — компания Coca-Cola. Она развивает это направление с 2010 года и стала единственным российским финалистом премии ICF за всю историю. На первых порах компания привлекала сторонних коучей, а затем начала обучать и сертифицировать своих сотрудников, чтобы они могли проводить коуч-сессии для коллег самостоятельно.

Привлечение сторонних коучей — самый распространенный в России подход, говорит Наталия Васина. Часть компаний, которые она консультировала, закладывают на коучинг специальный бюджет — как это делает, например, Mars или General Electric, кто-то выделяет деньги на коуч-сессии точечно — чтобы решить проблему одного конкретного сотрудника. «Собственных сотрудников компании обучают коучингу довольно редко, и если это делают, то, скорее, для повышения их гибкости и профессионализма в работе, а не для того, чтобы они оказывали коучинговые услуги другим, — считает Васина. — С этой точки зрения самые масштабные, системные и оригинальные проекты в России — у Coca-Cola и Билайна, где сотрудники оказывают коучинговые услуги внутри компании на профессиональном уровне».

Что коучинг дает бизнесу

Директор по персоналу Coca-Cola HBC Россия Ирина Петрова именно внедрением коучинговой культуры объясняла высокий уровень вовлеченности персонала в своей компании в России — 94%,самый высокий показатель среди всех стран присутствия компании. «Коучи помогают людям в процессе адаптации на новых должностях, снимают эмоциональное напряжение в трудные моменты, например, у менеджеров, работающих на участках с высокой текучестью кадров. Мы, кстати, за три года снизили текучесть торговых представителей почти на 30%, в том числе за счет изменения культуры управления», — рассказывала она в интервью.

По словам Марины Данилиной, руководителя направления развития коучинга в корпоративном университете Билайн, в ее компании улучшение метрик не являлось самоцелью — важнее то, что организация помогает сотрудникам справляться с разными «побочными эффектами» в карьере — выгоранием, стрессом, страхом перед принятием решений. «Но косвенно коучинг может влиять и на метрики: позитивно сказывается на уровне вовлеченности, текучести, внутренней ротации кадров и NPS, формирует климат и управленческую культуру компании», — говорит Марина Данилина.

«Наличие института внутренних коучей в компании отражается на ее имидже как работодателя. В первую очередь, это говорит о том, что компания действительно готова вкладываться в долгосрочное развитие сотрудников. Потому что эффект от коучинга не проявляется моментально», — добавляет Екатерина Подвальная.

Итак, коучинг повышает вовлеченность персонала, NPS, помогает бороться с текучестью, улучшать HR-бренд.

Какие проблемы сотрудников решает коучинг

Виталий Коробко — руководитель департамента по управлению стратегическими проектами Билайна, имеющий сертификат коуча ICC. Он считает, что есть ряд проблем, которые ничем, кроме коучинга решить нельзя, и приводит пример. Одна из коллег пришла к нему на сессию со сформулированной проблемой «хочу стать начальником». «Как правило, люди, приходящие на консультацию, еще не до конца понимают, что такое коучинг. Они считают что коуч учит, делится опытом, дает советы и разбирает ошибки. Но задача коуча — задавать вопросы и стимулировать размышления про будущее», — объясняет он. Поэтому вместо того, чтобы подсказать клиентке кратчайший путь к управленческой должности, он начал спрашивать о том, почему ей в принципе хочется руководить. В ходе разговора выяснилось, что женщина страдает от перегруженности — нескольких сотрудников в ее отделе уволились один за одним, и их работа пала на ее плечи. Ее начальник не спешил искать уволившимся замену, и клиентка Виталия Коробко, поработав полгода без выходных и отпуска, решила, что раз руководитель не решает проблему, то ей нужно самой стать руководителем. «Пришедшая на сессию девушка была уверена, что став начальником, она сможет уходить домой в 6 часов вечера. Мы поработали с ней на протяжении двух сессий, а на третью она вошла с расправленными плечами и сообщила, что поговорила с начальником, он нанял недостающих сотрудников, она больше не перерабатывает и руководить отделом не хочет», — вспоминает Коробко.

Другой пример: на сессию к Коробко пришел коллега из отдела аналитики. Он тоже хотел стать начальником. Но в отличие от предыдущей героини, он очень аргументированно и структурировано объяснил, почему он этого хочет. Он также сообщил, что его цель будет достигнута, когда он подпишет документы в HR-отделе. «Что ты почувствуешь в этот момент?», — спросил Коробко. «Ничего, — пожал плечами тот. — Потому что я не понимаю, зачем вообще это все». «Мы с ним еще поговорили и поняли, что он всегда жил по методичке: учился, нашел работу, завел семью и детей, но не понимал, чего он сам хочет. В ходе последующих сессий его действия наполнились смыслом, он понял, в какой жизни хочет прийти, и эта проблема ушла», — говорит Коробко. По его мнению, оба эти случая показывают, что в первую очередь коучинг помогает обрести смысл, кристаллизовать цель и достичь ее.

Как организовать коучинг на примере Билайна

Билайн запустил коучинговую программу в октябре 2018 года. Суть ее в том, чтобы, обучив одних сотрудников коучингу, оказывать коучинговые услуги другим. Компания подготовила 38 сертифицированных коуча ICC, среди которых сотрудники HR-отдела, отдела продаж, развития корпоративного бизнеса, закупок и логистики из разных регионов России. За время работы программы они провели более 800 сессии с 300 сотрудниками. Наиболее частые запросы желающих получить коуч-сессию связаны с профессиональным развитием, работой со стрессом и формулировкой цели. Эффект от работы с коучем ощутили более половины сотрудников, сообщает Марина Данилина.

Компании, которым нужен коучинг, как правило, находятся в одной из трех ситуаций: столкнулись с неопределенностью, желают найти точки роста или имеют внутрикомандные и кросс-командные сложности. Желающим организовать коучинг в своей компании, можно дать следующие советы:

Расскажите сотрудникам, для чего нужен коучинг

В Билайне заметили, что сотрудники, прошедшие обучение коучингу, быстрее получают повышение, проще взаимодействуют в рамках кросс-командных проектов и открыты к конструктивному обсуждению любых спорных вопросов, говорит Марина Данилина. Виталий Коробко выделяет следующие преимущества для коуча: «Во-первых, ты начинаешь мыслить по-новому — коучинг тебя акселерирует. Во-вторых если ты руководитель, то обучаешься управлению в стиле коучинга: одно дело — сказать подчиненному «возьми и сделай это», другое — спросить его, что он считает нужным сделать, чтобы он ощутил ответственность за это, пошел и сделал. В-третьих, самореализация через помощь другим. Я провожу сессии после 6 часов вечера и часто прихожу на них очень уставшим, но с сессии уставшим я не ухожу никогда. Это заряжает больше, чем сходить в спортзал, потому что результат виден сразу. И, в-четвертых, это положительно влияет на отношение к тебе в компании. Я давно работаю в бизнесе, и не знаю ничего, что могло бы сплотить двух людей так же сильно, как коуч-сессии».

Итак, преимущества для сотрудников-коучей:

— формирование новых привычек мышления

— обучение управлению в стиле коучинга

— самореализация через помощь другим

— повышение веса и влияния в компании

Тем сотрудникам, которые приходят на консультации коучей, будет проще справляться с разными «побочными эффектами» в карьере — выгоранием, стрессом, страхом перед принятием решений.

Выберите сотрудников, которые подойдут на роль коуча

Человеку, обученному коучингу, придется тратить немало времени на проведение сессий для коллег (среднее время одной сессии в Билайне — 1,25 часа). «Это большой труд, не все могут этим заниматься», — говорит Марина Данилина. В Билайне желающие обучиться на коуча проходят строгий отбор. После прохождения двух собеседований они пишут эссе, в котором объясняют, зачем им это нужно. «Участие в программе — серьезная ответственность. Человек должен убедить компанию инвестировать в его обучение», — объясняет Екатерина Подвальная.

Поскольку частично учеба и сессии будут проходить в рабочее время, то окончательное решение по поводу того или иного кандидата принимается после получения согласия его руководителя.

Выберите организацию, которая займется обучением коучей

Чтобы выбрать провайдера коучинговой программы, Билайн провел тендер. Хорошо, если компания будет официальным представителем крупной коучинговой ассоциации и о ней хорошо отзываются другие клиенты.

На провайдера возлагается задача по обучению сотрудников и их сертификация как коучей. «Стоимость этих услуг имеет широкий разброс и может составлять от 75 до 215 тысяч рублей на одного участника в группе из 25 человек. Помимо, собственно, обучения, в эту стоимость входит оформление сертификатов международного образца. Дополнительные затраты могут быть связаны с арендой площадки, питанием, проживанием участников, сопроводительным мерчем, проведением специального выпускного мероприятия», — рассказывает Марина Данилина.

Продумайте, как коуч и клиент будут находить друг друга

Вся информация о коучинге в Билайне публикуется на внутреннем портале: сотрудники узнают о новостях программы, о новых коучах в компании и о том, что к ним открывается запись. Там же можно оставить заявку на сессию через специальную форму. «В нашей компании коучинг доступен для 12 тыс. офисных сотрудников из разных регионов России. Чтобы программа работала, необходима прозрачная система подбора коучей и бронирования их времени», — говорит Марина Данилина.

Позаботьтесь о комфорте участников во время коуч-сессии

Коуч-сессии будут проходить успешно только в атмосфере абсолютного доверия. Одно дело — открываться независимому коучу, другое дело — коллеге. Дефицит доверия возникает тогда, когда коучи чувствует, что сообщаемая им информация может быть использована против него. В каких случаях это потенциально возможно?

— в случае, если коуч и коучи пересекаются в работе. В «Билайне» для укрепления доверия и во избежания манипуляции коучи никогда не консультируют людей, с которыми их связывает ежедневная совместная работа, говорит Виталий Коробко.

— в случае, если на сессиях присутствуют третьи лица. «На начальных этапах программы мы попытались создать тройственный диалог: коуч, коучи и его руководитель. Многие запросы на консультацию касаются рабочих проблем, значит присутствие руководителя поможет их решить, думали мы. Но что если запрос коучи состоит в том, как ему научиться более эффективно общаться со своим руководителем? Говорить об этом в присутствии начальника сложно. Поэтому мы пришли к тому, что все консультации должны проходить тет-а-тет», — делится Марина Данилина.


Источник : avito.ru