Сегодня проводил скайп-совещание с коллегами из регионов. Было полтора десятка участников. Режим «Звонок к группе» работал скверно, связь прерывалась. В итоге через сорок минут перевели совещание в чат. Поговорили интересно и полезно. Сначала рассказал о своем опыте управления фирмой и сотрудниками. Потом ответил на восемнадцать вопросов. Один из вопросов был о том, как я наказываю сотрудников. Объяснил, что если не считать нечастой деликатной критики, то наказываю только раз в несколько лет предложением расстаться. И практически вся моя работа по мотивации сотрудников основана на положительной мотивации — уважение, одобрение, похвала, помощь и т. п.
Уже давно сформулировал принцип: «Если руководителю постоянно нужна палка, чтобы погонять сотрудников, то он должен искать себе другую работу». Это не значит, что руководителю не требуется палка. Палка должна быть. И сотрудники должны верить, что при необходимости босс может эту палку применить, он такой. Но обычно не применяет, поскольку в этом нет нужды.
Такой подход хорошо применим к работе с квалифицированным персоналом, который подобран с умом и правильно. Руководить умными, культурными, трудолюбивыми, профессионально сильными, знающими себе цену и способными твердо постоять за себя сотрудниками иначе нельзя.
При работе с такими сотрудниками руководителю нужно умело сочетать деликатность слов и действий с очевидной для подчиненных внутренней твердостью и готовностью дать жесткий отпор, если кто-то из сотрудников нарушит установленные правила и нормы поведения. Если этого нет, то у подчиненных может возникнуть соблазн манипулировать начальником.
Немного об этологических аспектах поведения людей. Одним из главных понятий этологии является врожденный, генетически унаследованный ранговый потенциал особи. В первобытном стаде (и в подобных первобытному стаду современных социумах — например, в лагерной зоне) высокоранговые особи обычно занимают более высокие позиции в иерархии стада. А низкоранговые особи – низшие ступени. Хорошими иллюстрациями могут быть Доцент из фильма «Джентльмены удачи» (пример вожака, «пахана») и Музыкант из фильма «Вокзал для двоих» (в лагере он был всего лишь «шнырём» и хорошо это понимал).
Высокоранговый человек (не по должности, а по ранговому потенциалу в терминах этологии) не будет терпеть «наезды» и неуважительное отношение к себе, в том числе со стороны начальника. И не только к себе, но и к другим в своем ближнем окружении, если это культурный и порядочный человек. Всякая попытка «наехать» будет встречать отпор и вести к конфликту. Высокоранговая особь не обязательно является конфликтной по своему обычному поведению, все зависит от условий. Но страха перед конфликтом у такого человека обычно нет. Высокоранговая особь (мужчина или женщина — не важно) не боится предъявлять требования к другим людям, в том числе к руководителю на работе, и твердо ставить свои условия.
Человек с относительно невысоким ранговым потенциалом гораздо уступчивее. В ситуациях конфликта чувствует себя неуверенно и их избегает, проявляя мягкость, сговорчивость и даже слабоволие. Его способность влиять на других людей или давать им отпор обычно гораздо ниже, чем у высокоранговых особей. Это касается поведения на работе, в общественных местах и в личной жизни.
Женщины с невысоким ранговым потенциалом обычно менее требовательны в отношениях с мужчинами и нередко довольствуются малым. Они могут быть внутренне очень не удовлетворены сложившимися отношениями и своим положением, но скорее тихо поплачут или пожалуются подругам, чем твердо поставят мужчине свои условия или выступят инициатором расставания. И мужчины, особенно если они заметно более высокого ранга, этим пользуются, относясь к таким женщинам потребительски и безответственно. Такие женщины редко бросают своих мужчин. Гораздо чаще сами мужчины используют и бросают подобных женщин, когда они надоедят им.
Высокоранговые мужчины, как правило, не женятся на низкоранговых женщинах, с ними им скучно. В одном из стихотворений К.Симонова есть такие слова: «Мне не надо в раю тоскующей, чтоб покорно за мною шла. Я бы взял в собой в рай такую же, что на грешной земле жила. Злую, ветреную, колючую. Хоть не надолго, но мою. Ту, что нас на земле помучила и не даст нам скучать в раю». Прочитал я это много лет назад еще подростком и очень удивился выбору автора. Потом в течение многих лет считал легкость характера, нетребовательность женщины к мужчине одним из самых важных достоинств женщины. И только относительно недавно до меня дошел смысл того, о чем писал поэт.
Полагаю, что можно обучить низкоранговую женщину ряду приемов поведения, которые помогут ей прикидываться относительно высокоранговой особью. Если она на какое-то время в этом преуспеет, то у нее появляется шанс «зацепить» высокорангового мужчину и стать его женой. Но свою истинную сущность долго скрывать в семейной жизни не получится. «Раскусив» свою женщину, мужчина начнет обращаться с ней подобающим образом, помыкать, изменять и т.д. В такой ситуации гораздо выше вероятность развода по инициативе мужчины. Особенно, если он встретит на стороне что-то более интересное.
В паре, где и мужчина, и женщина имеют относительно высокий ранговый потенциал, есть свои риски и возможные конфликты («нашла коса на камень»). Но вероятность более устойчивой семейной жизни выше при близости ранговых потенциалов.
Наконец, вариант пары с сильной (высокоранговой) женщиной и относительно более слабым в волевом отношении (низкоранговым) мужчиной. Такой мужчина во многом удобен для женщины, но у нее может возникать неудовлетворенность тем, что ей достался «второй сорт». Инстинктивная тяга к высокоранговому самцу, с точки зрения этологии, является характерной чертой полового поведения женщины. Это почти неизбежно почувствует низкоранговый муж. Но искренне и без чувства неполноценности признать свой относительно низкий ранговый потенциал готовы очень немногие. В такой паре обе стороны обычно испытывают внутреннюю неудовлетворенность. Семья становится неустойчивой. И при возникновении более привлекательных вариантов на стороне с большой вероятностью распадается.
Вывод прост. Выбирая пару для серьезных отношений или создания семьи, нужно стараться выбирать «по себе», т.е. искать и приручать человека с близким ранговым потенциалом.
Если же вернуться к служебным отношениям, то там действуют похожие механизмы. Если в коллективе много должностей, для успешной работы на которых требуются специалисты с высоким ранговым потенциалом, то эффективно руководить такими сотрудниками сможет только руководитель, отвечающий двум главным требованиям. Прежде всего, он сам должен иметь высокий ранговый потенциал, иначе сотрудники могут, как говорится, «сесть ему на голову». Это достаточно универсальное требование для широкого круга руководителей. Но одного этого недостаточно.
Руководство коллективом, в котором много квалифицированных и высокоранговых по сути (не по должности) сотрудников, существенно повышает планку требований к руководителю. Здесь особенно важно, чтобы руководитель имел высокий профессиональный авторитет и был харизматической личностью. И при этом управлял сотрудниками не с помощью палки, а с помощью более хитрых и преимущественно позитивных мотиваторов и прочих управленческих инструментов.