Как обманывают работодатели. Часть II
Николай (имя изменено), оператор телеэфира
Ситуация: согласился на дополнительную работу без изменений условий договора.
Летом 2016 года я устроился работать оператором прямого эфира с графиком 2 через 2 в компанию, которая занимается созданием и развитием телемагазина. Я изначально понимал, что долго работать на этом месте не буду — текучка кадров была яростная, а это всегда не просто так. Но мне очень нужны были деньги.
Со мной подписали обычный договор ГПХ (гражданско-правового характера). По нему исполнитель выполняет конкретную работу за определенный промежуток времени. Платили наличными. В договоре была прописана сумма — 3000 рублей за смену. Подразумевалась работа на обычной камере, которая закреплена на специальном штативе. У работодателя внезапно возникла необходимость вести съемку «с плеча». Такая съемка всегда стоит дороже, поскольку оператор весь час держит камеру на плече и много двигается — это физически тяжело. Все тело напряжено, устают руки, затекает спина, шея.
Руководитель отдела производства попросила меня — мол, экстренная ситуация, поснимай, пожалуйста. Мы тебе заплатим 5000 за смену.
Я отработал несколько смен с плеча. А потом в компании началась новая волна увольнений, и я узнал, что меня тоже сокращают. Пошел за расчетом и получил на руки гораздо меньше денег, чем ожидал. Спросил, как же так? Мне сказали — считай смены, умножай на 3000. Я напомнил, что несколько смен нужно считать по 5000 рублей. На это мне ответили — читай договор. Я возмутился, напомнил о договоренностях. Мне предложили судиться.
В целом сумма была не очень большой, но я разъярился из-за обмана. Неужели обычной человеческой порядочности больше нет? Руководитель отдела производства, которая обманывала меня, глядя мне в глаза, почувствовала, что я на взводе, и на всякий случай быстренько позвала охранника.
Конечно, надо было переподписать договор, когда мне предложили смены с плеча. Но ситуация произошла прямо во время съемок, все равно никакой договор мне бы за 5 минут до эфира не составили. К тому же мне всегда платили вовремя и точно, и я не подумал, что нужно подстраховаться или вовсе отказаться делать более сложную работу без гарантий.
Теперь любая работа — только с подписанием бумаг. Некоторые смотрят криво: ты что, нам не доверяешь? Да как ты можешь, мы такие крутые и порядочные! Но я для себя четко решил: меняются условия — меняются и бумаги.
Олеся Обижаева
юрисконсульт компании «Мой семейный юрист»
Работодатель поступил недобросовестно. Сотруднику же следовало настоять на изменении договора либо на заключении дополнительного соглашения, тем более таких смен было несколько, так что и время переоформить отношения были. Увы, в такой ситуации в суде добиться справедливости не удастся. Работодатель с юридической точки зрения прав — договор есть, условия прописаны, оплата зафиксирована.
Вероника (имя изменено), сценарист документального кино
Ситуация: творческая работа, которую оплачивают только по факту утверждения. Без договора.
В декабре со мной связалась продюсер студии документального кино. Мне предложили написать сценарий фильма об известном актере, народном артисте, к его юбилею.
Продюсер нашла меня по рекомендации довольно известного киноведа, знакомой моего мастера, у которого я училась во ВГИКе. Конечно, это не причина, чтобы не работать по договору. Но упоминание авторитетных людей снижает бдительность. Я сразу спросила, подписывает ли продюсер договор с автором. И она сказала: «Как хотите». Мне почему-то показалось, что раз человек готов подписать договор, значит, не обманет. И я пустила все на самотек.
Наша работа началась с того, что я уточнила, какой фильм продюсер хочет, и пояснила, что если нужен фильм-скандал о личной жизни героя, то я не возьмусь. Продюсер заверила, что она не делает скандальных фильмов и выбрала меня именно потому, что ей нравится аналитический стиль моих статей.
Я написала синопсис будущего фильма, его приняли. Затем я дважды съездила на интервью с героями фильма и написала к этим и нескольким другим интервью вопросы. Также я написала три варианта сценария, но ни один не удовлетворил продюсера. Продюсер решила самостоятельно вместе с редактором канала скомпилировать из трех моих сценариев нужный ей текст. Обещала прислать итоговую версию, заплатить за работу и потраченное время.
Перечитывая нашу переписку с продюсером, я понимаю, что она все время хотела фильм-скандал, и именно поэтому ее не устраивали все мои варианты текста. Но вместо того чтобы расторгнуть наши отношения еще на первом этапе, она заставляла меня несколько раз переписывать текст.
Через месяц я поинтересовалась, когда мне заплатят и пришлют итоговый сценарий. Продюсер ответила, что сценарий написал другой автор без использования моих текстов и добавила, что мне должно быть стыдно спрашивать о деньгах, потому что мой материал в работу не пошел. Продюсер сказала, что я должна быть благодарна ей за опыт работы, который я получила.
Когда я сослалась на ее собственное письмо, где она обещает заплатить, она сказала, что не отказывается от своих слов, и предложила назвать сумму, которую я хотела бы получить. Я назвала 20 000 рублей из расчета, что гонорар за готовый и принятый сценарий должен был быть 80 000 рублей. Продюсер ответила, что заплатит столько, сколько у нее останется после выплаты гонорара автору, написавшему итоговый сценарий. И максимум — возместит мне мои затраты на проездной.
Потом продюсер написала письмо: синопсис был не частью работы, а тестовым заданием, на интервью с героями она меня ездить не заставляла. Это все неправда. При первой встрече продюсер сказала, что мой гонорар будет складываться из количества взятых мной интервью. Из ее последнего письма следует, что она вообще ничего платить не собирается, даже «затраченное на метро».
Я растерялась от такого и обратилась в Facebook с вопросом к продюсерам, редакторам и издателям среди моих друзей: надо ли платить автору компенсацию, если его материал (промежуточный или тем более готовый) не подходит? И как считают мои коллеги-авторы, должен ли заказчик оплатить время работы, если его не устраивает материал, или надо, напротив, устыдиться того, что подвел людей и сам виноват, что бесплатно отработал?
В итоге мне написал адвокат, который захотел помочь отсудить у продакшена деньги. Он изучает нашу с продюсером переписку, чтобы понять, возможно ли сделать в этой ситуации хоть что-то. Дело даже не в деньгах, а в том, что продюсер ужасно по-хамски себя повела и, судя по разговорам, делает это не в первый раз.
Я решила для себя, что не хочу мириться с этой ситуацией. В первую очередь я чувствую себя очень цинично обманутой, а также, что мной манипулировали, заставив думать, что я сама виновата в том, что мой сценарий не был принят. Конечно, отчасти автор виноват, если его текст не принимается, но виноват лишь в том, что не сходится с продюсером — такое бывает, это творческий процесс. В любом случае хоть какую-то компенсацию автору платить должны, ведь он тратит свой единственный ресурс — время.
К сожалению, в сценаристике такие ситуации сплошь и рядом. В России нет никаких профсоюзов, которые бы защищали права авторов, не к кому обратиться в такой ситуации. Множество моих друзей и знакомых этой профессии были обмануты таким же или похожим образом. В суд никто или почти никто не пойдет, это слишком дорого и мало шансов на успех.
Источник : prosto.rabota.ru