Можно ли предотвратить воровство?
Устраиваясь на работу или принимая сотрудника в свою компанию, мы попадаем в ситуацию обычного тряпичного рынка. Обязательно начнется торг. Почти такой же, как и на любом рынке: «Какую заработную плату вы хотите? Какой социальный пакет вы мне можете предложить?» Только роли покупателя и продавца, в этом случае, распределить немного сложнее. В идеальном варианте, обе стороны останутся довольны конечным выбором. Но, «идеальные варианты» случаются далеко не всегда. И чаще, мы идем на уступки друг другу, иногда пытаясь любыми способами возместить то, что нам не додали. И очень часто в этой гонке за «недоданным», трещит по швам производственный процесс, судьбы людей и репутация фирм.
Один из немногих оптимальных вариантов можно увидеть на некоторых производственных предприятиях, которые, просчитав возможные потери, практически неистребимого «заимствования» сотрудниками производимого ими же товара, идут на так называемый «продуктовый бонус».
Например, в одной из московских компаний по производству газированной воды, сотрудники имеют возможность некую «норму» воды уносить с собой, получают продукцию фирмы в качестве дополнительного бонуса к праздникам, дням рождения и отпускам. Всем хорошо. Довольны сотрудники. Удовлетворено результатами руководство.
Конечно, не всякой продукцией можно распорядиться таким образом. Много лет назад, один из сотрудников завода по производству пылесосов города Буйнакска, рассказывал о тридцати трех приемах выноса моторов для пылесосов с территории завода. Не стоит, наверное, все эти «приемы дополнительного заработка» афишировать широкой аудитории. Да и разбираться с проблемой подобного рода должны уже не кадровики, а представители несколько иной профессии.
Для начала, я решила заглянуть в словарь, что бы выяснить, что есть «воровство». Итак, воровство – хищение чьей либо собственности (частной, государственной), кража. (Словарь русского языка: в 4 томах).
Поскольку, варианты хищений «предметов» и «интеллектуальных ценностей» уже затронуты другими авторами, мы можем поговорить о так называемом «скрытом воровстве». Именно эти формы, по большей части, процветают на современных предприятиях. И не только процветают, но и наиболее сложным образом идентифицируются. И, в принципе, отдел персонала может оказать реальную помощь в работе с подобного рода проявлениями.
Каким же оно может быть – воровство в руках работников??
Пример 1.
Референт Мариночка. С некоторых пор стала считать, что ее заработная плата не соответствует объему выполняемых ею работ. Теперь ее вдвое чаще можно увидеть на перекурах и за чашкой чая. Вы скажете, что это мелочь? Но, это вариант кражи уже оплаченного работодателем времени, в течение которого данный сотрудник обязан выполнять возложенные на него обязанности.
Это кстати, близко к тем случаям, когда сотрудники, оскорбленные низкой заработной платой, снижают темп работы или начинают выполнять различного рода «лишние телодвижения», имитируя бурную деятельность.
Пример 2.
Менеджер по продажам Станислав. Получает неплохую заработную плату. Но ведь, всегда хочется больше, правда? А тут подвернулся хитрый клиент, который предложил неплохую добавку к заработной плате за содействие в том, чтобы иметь возможность перечислять деньги за товар на несколько дней позже срока, обозначенного в договоре. Фирма неосознанно кредитует сторонние организации. Капля в море, скажете вы? А сколько таких капель соберется за год? Мы уже не говорим о «чистых откатах» для снабженцев.
Пример 3.
Консультант кадрового агентства Ольга (это вариант я видела только в работе кадровых агентств, но, думаю, нечто похожее может встречаться и в некоторых других видах деятельности). Несколько недель потратив на подбор специалиста для заказчика и, уже, кажется, совсем нашла то, что нужно. Но, во время очередного приезда к заказчику получает следующее предложение: «Ваш кандидат нам нравится. Можете выбирать: либо я плачу лично вам половину суммы, указанной в договоре, либо оформляю его в другое юридическое лицо, а вашему агентству присылаю отказ в приеме на работу этого сотрудника». Конечно, вы скажете, что уважающий себя консультант должен отказаться от подобного предложения. Но, на тот момент у Ольги уже 3 месяца не было заработной платы, а дома ждал маленький ребенок, которого нужно было кормить хотя бы изредка. Нетрудно, наверное, догадаться, какой выбор она сделала.
Пример 4.
Об оргтехнике и расходных материалах. В настоящее время я, в очередной раз, являюсь студентом одного из московских Вузов. Естественно, всем известна любовь педагогов к раздаче различного рода методических пособий для самостоятельного копирования. Как вы думаете, какое количество студентов, делает копии этих документов, где-нибудь «на почте»? Таких, как правило, не наблюдается. Сотни листов копируются на офисных ксероксах, а необходимость регулярно менять картриджи, вызывает головную боль у хозяйственника. Немного аналогичная ситуация с междугородними телефонными переговорами. Не многие фирмы предоставляют сотрудникам некий лимит времени или денег для бесед с далекими родственниками. Чаще выход на межгород блокируется. В остальных случаях ведется жесткий учет с выговорами и штрафами за использование служебного телефона в личных целях. Что, в большинстве случаев, вызывает недовольство друг другом. И еще один вариант из этой серии – выполнение работ для сторонних компаний на технике непосредственного работодателя. В моей практике есть и такой забавный случай: директор одного полугосударственного предприятия в те дни, когда скапливалось большое количество бумаг для ксерокопирования, специально задерживалась на работе и «под покровом ночи» копировала нужную литературу в соседней комнате. На технике такого же безденежного «государственного коллеги».
Пример 5. И, напоследок, вариант прямого воровства. Материально ответственные менеджеры по продажам, ну, к примеру, ювелирных изделий, в процессе формирования заказа оптовому покупателю, «случайно» упаковывают золота несколько больше, чем указано в документах. И каждый такой «случайный случай» возвращается зелеными бумажками в карман менеджеру. Не стоит, наверное, в подобного рода ситуациях пускать отгрузку заказа на самотек. Помешает ли еще один дополнительный виток контроля, решайте сами.
Но, в целях сохранения справедливости, наверное, стоит упомянуть и об обратной стороне медали. Очень часто все вышеупомянутые действия являются ответом на не слишком корректные действия руководства.
«Запредельная экономия» в руках работодателя.
Пример 1.
Такой вариант частенько встречается в небольших компаниях, занимающихся продажей «чего–либо». Основной приметой является то, что заработная плата сотрудников «привязана» к объему продаж. Моя давняя знакомая, получила от своего (теперь уже бывшего) директора следующее известие: «Тут у тебя был заказчик. Я сам отослал ему наше предложение». Угадайте, за чьей подписью ушло это письмо? Да. За подписью генерального директора. И «маленький кусочек заработной платы» ушел в карман вездесущего начальства.
Пример 2.
Самый простой вариант. При устройстве на работу, вам обещают, что помимо фиксированной заработной платы, вы будете получать процент (бонус, премии) по результатам работы. И очень часто, условия получения «дополнительного куска от общего пирога» не оговариваются. В день расплаты, вы чаще всего услышите, что работали «недостаточно хорошо». И не стоит обижаться на «обманщика – директора». Нужно было изначально подстраховаться и потребовать более конкретных «цифр, дат, условий». Совершенно аналогичная ситуация происходит в процессе жонглирования оплатой труда сотрудников на испытательный срок, когда не четко оговаривается длительности испытательного срока, критерии его успешного завершения и размер грядущей заработной платы.
Пример 3.
И, более утонченный вариант, лучше, чем, мне понятный бухгалтерам и экономистам – задержки заработной платы. Пока мы ждем выплат, обвиняя руководство в том, что оно не умеет работать, наши денежки работают на наше руководство. В одной из фирм, с которыми мне приходилось сотрудничать, задержки заработной платы на месяц считались нормой. За это время руководство успевало прикупить, для последующей перепродажи, следующую партию товара, а сотрудникам фирмы ничего не оставалось делать, как дождаться того момента, когда эта партия будет перепродана. И, ведь, нужно отдать должное руководству компании, которое сумело подобрать неплохих специалистов, продолжающих тщательно выполнять возложенные на них обязанности, в условиях столь нестабильной внутрифирменной ситуации.
Пример 4.
Подобного рода ситуация чаще всего возникает в случае «двойной» подчиненности. При недостаточно четко очерченной схеме взаимоподчиненности, на одного исполнителя частенько приходится два, а то и больше «начальника». Руководство при этом надеется, что работа спорится и дело идет вперед семимильными шагами. Но, чаще всего, задерганный исполнитель вовсе не повышает качества выполняемых работ. А зачастую, получает возможность вообще ничего не делать на рабочем месте, ссылаясь на необходимость выполнения распоряжений своего «другого» руководителя. Исключение могут составлять лишь небольшие фирмы, где объем работы не слишком велик и каждый сотрудник «тащит» работу по нескольким направлениям.
Конечно, это вовсе не полный список возможных вариантов, но, думаю, вы и сами с легкостью его пополните.
Почти по Н.Г. Чернышевскому: «Что делать»?
Грустная статья получается. Мы сами лезем в петлю неприятностей, закрывая глаза на очевидные факты, которые в последствии вынуждают нас «добывать недоданное». Безусловно, мы не всегда делаем это за счет своего непосредственного работодателя: кто–то расширяет рабочий день до 20 часов, работая по ночам, но таких не много, к сожалению. Значит, нужно придумать «что – то», что даст возможность избежать перечисленных выше ситуаций и всего того, что лично мне в практике еще не встретилось. Самое забавное, что конкретных рекомендаций в данной теме нет и быть не может. В каждом конкретном случае, это должно решаться индивидуально.
Причин, побудивших сотрудников к поступкам такого рода может быть великое множество. И в зависимости от традиций компании, можно сменить сотрудника или попытаться дополнительно замотивировать его каким–либо заманчивым предложением, но, в обязательном порядке, более жестко проводить отбор соискателей, стараясь максимально выявить мотивационную направленность человека, наиболее важные для него ценности, притязания и, в конце — концов, список покупок, запланированных на ближайшее будущее. Сотрудники, «позволяющие себе лишнее», чаще всего не дорожат работой именно в вашей компании. Возможно, им не хватает «командного духа». Скорее всего, нужно более пристальное внимание уделить тому, что называется корпоративной культурой. Такие спорные ситуации могут проявляться и в тех случаях, когда фирма – работодатель возлагает на сотрудника полную ответственность за результаты работы, зачастую даже не заботясь о том, чтобы проконтролировать действия подчиненного. Люди не ощущают ни малейшей поддержки со стороны компании, зная, что результаты работы будут зависеть только от него самого. Мы лишаем коллегу «чувства локтя» и получаем в ответ «кусочек некорректного поведения».
Ваша компания только выиграет, если сотрудники будут чувствовать себя немного более защищенными и нужными. Чувство собственного достоинства еще никому не вредило.
По большому счету, вы можете выбрать любой способ реагирования на создавшуюся ситуацию: от абсолютного невмешательства до жесткого контроля и категорического запрета. Или выбрать трудный путь поиска причин и исправления ошибок, начиная от оценки конкурентоспособности товара, системы оплаты и анализа организационной структуры фирмы до оценки и, возможно, попыток изменения того, что называется корпоративной культурой. Но, это уже тема не для краткой статьи.
Эта статья посвящена так называемому «скрытому» воровству. Если вам интересно, в одном из следующих выпусков, мы можем обсудить причины и примеры явного воровства. И естественно, проговорить основные моменты, которые помогут нам избежать подобного рода нарушений закона в нашей организации. Если эта тема вам интересна – пишите задавайте конкретные вопросы, рассказывайте о реальных ситуациях.
И, в заключение, расскажу последнюю историю о воровстве. Историю бестолковую и трогательную в своей бестолковости.
Если вы еще помните, много лет в районных отделах народного образования, существовали фильмотеки. Основной фонд их составляли узкопленочные фильмы, которые в наше время уже достаточно сложно использовать в учебном процессе. Последнее время сотрудники фильмотеки старательно «переснимали» эти фильмы на видеопленку и, если честно, гордились тем, что педагоги в школах смогут использовать плоды их труда в учебном процессе. Безусловно, не каждый из этих фильмов, является шедевром кинематографии, но, за долгие годы «советского периода» было отснято большое количество познавательных и, при правильном применении, интересных фильмов, позволяющих сделать учебный процесс наиболее полезным. В какой – то момент пришел приказ утилизировать всю узкую пленку. Это вполне естественный процесс: нужно же когда–то начать избавляться от наследия прошлых лет. Проблема в том, что современные варианты фильмов по всем темам узкой пленки, в большинстве случаев еще не отсняты. И тут началось «воровство» в чистом виде. Эти, уже пожилые дамы, предлагали взять фильмы всем кому только можно. А копии особенно выдающихся материалов они несли домой. В какой – то смутной надежде, что для этих учебных фильмов еще найдется любящий хозяин. Вот вам и такая форма расхищения чужой (только чьей?) собственности.