Профориентация

Есть ли методы определения наших способностей?
В классической психологии и в психотерапии не существует точных знаний о природе человека, структуре и закономерностях функционирования психики. По этой причине существует сложность работы практических психологов. Психологические тесты, используемые при подборе кадров, не предоставляют желаемых результатов, они не оправдывают себя, так как не дают правильности в ответах, потому что человек всегда будет ориентироваться на собственные ощущения, опыт, настроение, самочувствие, и поиск правильного варианта поведения в различных жизненных ситуациях. А на некоторые вопросы просто дает ответы наугад, если их не знает. Безусловно, тестами можно выявить многое, например: уровень профессиональной подготовки, знания, эрудицию, сообразительность, логическое мышление и т.п. И здесь существует огромное количество тестов, взять хотя бы известный опросник по определению IQ, но ни один из них не выявляет врожденную способность человека к определенной профессии и его реальные возможности. Человек может приобрести знания, получить соответствующий диплом, но быть неспособным в силу своих врожденных особенностей к выполнению определенного вида работы. Более всего это относится к управленческому труду, который определяется не столько знаниями, сколько лидерскими способностями, или задатками к их развитию.
Спрос на информацию психологического направления большой. В наше сложное время проблема профориентации это не прихоть, а настоятельная потребность не только у молодежи, но и у более взрослого населения. Типология К.Г.Юнга одна из немногих практических технологий, позволяющая отчасти решить эту насущную проблему.
Перемены, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому смотреть на будущее своих детей. Если каждый из нас вспомнит, как определялась его судьба, и чему его в дальнейшем учили, то впору подойдут слова Пушкина: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» (эта фраза актуальна и в наше время). Судьбу ребенка надо определять не с вопроса: «Кем ты хочешь быть?», а с решения профориентационной задачи: «Кем ты можешь стать?». В развитых странах такой подход к судьбе детей стал обыденной жизненной аксиомой и является планированием карьеры и жизни.
Основу профессиональной ориентации составляет международная технология кадрового менеджмента, ядром которой является стандартизованная методика Американского Института Типоведения, используемая во многих странах мира. Малыши изначально, от природы (генетически), отличаются друг от друга, и никакие тренировки, нравоучения и другие «технологии воспитания» не сделают их одинаковыми. Отсюда вывод – разных детей нужно воспитывать и обучать по-разному, не говоря уже о том, что каждого их них ожидает своя собственная профессия. .
Основной трудностью в использовании специалистами настоящей методики является правильная диагностика личностного психотипа, ошибка в его определении приводит к ложным результатам. Надо сказать, что определить психотип ребенка сложнее, чем психотип взрослого человека. Взрослые, обладая навыками самооценки, более адекватно отвечают на все опросники и после обработки результатов, сразу получают свой психологический портрет; кроме того, типологические особенности у них проявляются ярче – они уже окончательно сформированы. С детьми все обстоит иначе: чтобы узнать их психотип, психолог должен тщательно проанализировать их поведение, обрывки высказываний и т.п. – ведь сами они этого сделать еще не могут. Психологу предстоит большая и кропотливая работа с родственниками ребенка, наблюдения за его поведением при общении со сверстниками, возможно беседа с классным руководителем.
Психолог-диагност должен иметь достаточный практический опыт как в работе со здоровыми людьми, так и с больными, чувствовать норму и патологию, уметь различать невротические маскированные состояния, дифференцировать формы механизмов психологической защиты и т.д.