Results not found

По вашему запросу ничего не найдено

Попробуйте отредактировать запрос и поискать снова

HR-советы

Что мешает женщинам быть на руководящих постах?

Article Thumbnail

Посткризисный период — лучшее время сломать барьер, мешающий женщинам попасть на топ- должности в руководстве компаний. Благодаря интуиции, лояльности к компании, вниманию к мелочам и более человеческому отношению к бизнесу они становятся лучшими

Дефицит женской половины в советах директоров крупнейших компаний мира — непреложный факт. Так, в 2010 году лишь 15 компаний из списка Fortune Global 500 возглавляли женщины. В рейтинге «ТОП-100. Лучшие топ-менеджеры Украины» за 2009 год всего пять женщин из ста участников рейтинга вошли в состав менеджерской элиты.

Неравная статистика

Европа — лидер по количеству женщин в советах директоров. Согласно отчету Corporate Women Directors International 2010 Report (CWDI — исследование на основе рейтинга Fortune 200 международного интернет-ресурса Globe Women), в крупнейших европейских компаниях доля женщин достигает 11,9%, в США — 9,9%, в Азии — 6,5% и наименьший процент приходится на регион Ближний Восток/Северная Африка (3,2%).

Согласно ему, доля женщин на руководящих должностях в 2009 году достигала 39%. Процент немалый, однако пока что несравним с позициями, например, той же Норвегии (номер один в мире), где 40,3% женщин не просто занимают руководящие должности, но и входят в состав советов директоров. Впрочем, исследование PwC «Карьерные возможности женщин в сфере бизнеса» дает четкую градацию по конкретным руководящим позициям: должности председателя совета директоров по результатам 2010 года занимали 9% женщин (около 5% — в 2009 году), генерального директора — 13% (9%) и президента компании — 6% (4%).

В Украине подобные глобальные исследования в корпоративном секторе отсутствуют. В представительстве ООН в Украине отмечают, что женщины владеют 20-22% малых и средних предприятий и всего лишь 5-7% акций крупных предприятий. Среди тех, кто создал собственный бизнес, статистика следующая: 51% женщин и 49% мужчин по результатам 2009 года. «В целом статистика показывает, что в Украине бизнесом занимаются преимущественно мужчины», — рассказывает Михаил Корюкалов, эксперт по вопросам гендерной политики Проекта ПРООН-ЕС «Программа равных возможностей и прав женщин в Украине». Значительно более оптимистичные данные предоставляет консалтинговая компания Ward Howell, по данным которой в Украине доля женщин в составе совета директоров держится на уровне примерно 28% (в среднем в состав совета директоров из семи человек входят две женщины).

Закон не указ

С одной стороны, все права женщин законодательно прописаны наравне с мужчинами, и формально украинским бизнесвумен ничего не должно мешать. Так, например, статья 24 Конституции Украины гласит: «Граждане равны перед законом, а привилегии или ограничения по половому признаку запрещаются». Есть даже льготы, такие как специальные меры по охране труда и здоровья женщин, более низкий пенсионный возраст, правовая охрана материнства, рассказывает Михаил Корюкалов. Министерство юстиции Украины постоянно проводит гендерно-правовую экспертизу законодательства, чтобы выявить и устранить дискриминационные положения в некоторых законах и подзаконных актах.

С другой стороны, когда речь заходит о правах женщин в бизнесе, законодательство не дает четких ответов и не создает преференций. «Упомянутый ЗУ «Об обеспечении равных прав и возможностей мужчин и женщин» в этом отношении ограничился лишь фразой о том, что государство обеспечивает равные права и возможности в предпринимательской деятельности и для этих целей осуществляет положительные действия для устранения дисбаланса. Конкретизировать же «положительные действия» законодатель не потрудился», — отмечает Татьяна Кузьменко, партнер AstapovLawyers. На практике единственным нормативным актом, который дает женщинам больше прав, остается КЗоТ.

Однако и в этом случае усилия законодателя по защите и заботе о правах женщин оборачиваются для последних еще большей дискриминацией. «К примеру, установленное КЗоТ обязательство работодателя предоставить женщине оплачиваемый декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком, в результате превращается в отказ при приеме на работу молодых женщин», — утверждают в AstapovLawyers.

Кадровые предпочтения

Разработка дополнительных правовых актов и программ, содействующих не только занятию женщинами руководящих постов, но и вообще равным правам при приеме на работу, действительно необходима. Как отмечают в рекрутинговых агентствах, подыскивая кандидатов на ту или иную позицию, компании заранее отдают отчет, кого больше склонны видеть на той или иной позиции, хотя могут прямо и не указывать этого в вакансиях. «Исходя из того, какие нам приходят запросы на поиск топ-менеджеров, ни одна компания никогда специально не запрашивает мужчину или женщину на ту или иную позицию, внимание уделяется только профессиональным качествам, — отмечает Марина Семенюк, консультант Ward Howell. — Хотя, если сделать разбивку, четко видно, где больше мужчин, а где женщин». Например, по статистике Ward Howell, позиции генеральных директоров чаще занимают мужчины, а HR-директоров — преимущественно женщины, а вот позиция маркетинг-директора уравнивает шансы мужчин и женщин. «Такую ситуацию можно объяснить функциональной особенностью различных позиций и тем, что в одних направлениях более эффективной окажется женская многофункциональность, а в других — мужская ориентация на результат», — считает Марина Семенюк.

Как отмечают сами женщины-топ-менеджеры, в определенных сферах бизнеса представительницам слабого пола действительно легче себя реализовать. «Это интеллектуальный бизнес или бизнес, который связан с красотой, развлечениями, здоровьем. Иными словами, все, что развивает женское чувство прекрасного», — уверена Елена Деревянко, управляющий партнер и креативный директор агентства PR-Service, вице-президент Украинской лиги по связям с общественностью. Подобные выводы подтверждает и статистика консалтеров, которые отмечают, что в Украине в тяжелой промышленности соотношение женщин и мужчин примерно 30% на 70%, а в секторе FMCG — 40% на 60%. По данным экспертов Программы развития ООН, женщины главным образом заняли нишу в малом и частично среднем бизнесе.

Так, их доля в малом бизнесе составляет примерно 38%. «Это означает, что женщины-предприниматели обеспечивают собственную занятость и создают частные предприятия с малым количеством рабочих мест, заполнив нишу торговли (розничной и мелкооптовой), сферы услуг, а также частично образования, юридических и бухгалтерских услуг», — рассказывает координатор «Программы равных возможностей и прав женщин в Украине» Проекта ПРООН-ЕС Лариса Кобелянская.

К слову, украинские тренды мало отличаются от европейских. Так, согласно исследованию McKinsey, 2010 (выборка 441 компании из страновых индексов Норвегии, Британии, Швеции, Франции, Германии, Испании, России, Бразилии, Китая и Индии), в советах директоров оказалось больше всего женщин в таких сферах, как товары потребления, ритейл, а также телеком, медиа и развлечения — 16%, в области финансов, страхования и профессиональных услуг — 15%. Менее всего женщины представлены в сфере недвижимости и инфраструктуры — 6%.


Источник : recruiting.net.ua