Бизнес-клятва Гиппократа
Что если бы в бизнесе был аналог клятвы Гиппократа? Что-нибудь вроде «обязуюсь никогда не причинять вреда, всегда действовать в интересах клиентов и акционеров и не изображать Господа Бога перед подчиненными»? По мнению автора теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, бизнес от этого станет только успешнее и сильнее, да и имидж предпринимателей и менеджеров много выиграет. Но клятва как формальность даст немного — нужно менять культурные установки. И начинать формирование нового цивилизационного контекста нужно с бизнес-школ. Ведь если 28-летний студент MBA подтасовывает свои экзаменационные ответы, велика вероятность, что лет через 20 он будет обманывать акционеров! Необходимо, чтобы этичное поведение стала даже не второй, а первой натурой сегодняшних и завтрашних бизнесменов. Если в бизнес-школах студентам будут прививать этичность, то, получив степень MBA, менеджеры будут оценивать потенциальных работодателей не только по уровню предлагаемой стартовой зарплаты, но и по тому, насколько высока ее социальная ответственность, насколько честно и уважительно организация ведет себя с партнерами, клиентами, конкурентами и собственными сотрудниками.
В бизнес-среде такая точка зрения уже подвергалась критике. Ее оппоненты считают, что ограничение сознания бизнесмена — особенно предпринимателя — рамками этичности и социальной ответственности значительно сузит его способность генерировать новые идеи и начинать новые проекты. Если просчитывать последствия принятых решений для всех и каждого, ни одна идея не будет воплощена в жизнь, говорят скептики. Но если посмотреть пять критериев этичности, которые сформулировал Гарднер, вряд ли можно найти в них нечто, душащее инновацию и инициативу:
- Дисциплинированное сознание — способности к точным, естественным или гуманитарным наукам;
- Способность к синтезу — интеграции разрозненных идей в одно целое;
- Творческое мышление — способность находить и решать новые задачи и проблемы;
- Уважительность — способность завязывать и поддерживать хорошие межличностные отношения;
- Гражданское сознание — готовность выполнять свои обязательства гражданина и соблюдать права человека.
Однако многие студенты бизнес-школ не воспринимают этику как реальность. «Этика — это роскошь, непозволительная для простых смертных», «профессиональная этика — это только для юристов, журналистов, врачей и генетиков», «менеджерам нужно зарабатывать деньги, какая уж тут этика» — такие высказывания среди студентов MBA не редки.
Бизнес потерпит крах, если не расширит свое сознание и не станет социально ответственным, возражает Говард Гарднер. Ведь потребители, талантливые сотрудники, а со временем и акционеры отвернутся от неэтичной компании. Таланты будут выбирать организации с высокими стандартами корпоративной культуры, оставляя работодателей, менее разборчивых в средствах ведения бизнеса, с заурядными, менее мотивированными и не столь эффективными сотрудниками. Гарднер даже организовал специальные семинары, чтобы развенчать мифы о деловой этике среди сегодняшних соискателей степени MBA — будущих топ-менеджеров.
Молодые предприниматели менее скептически относятся к деловой этике, чем молодые менеджеры. Они уверены, что в этом отношении жесткие требования к корпоративной культуре положительно влияют на инновации — причем востребованные рынком. Соответственно, через какое-то время главенствовать на рынке будут «правильные» компании — где работа выполняется на высоком уровне, социальная ответственность бизнеса высока, да и работать само по себе приятно. Кроме того, считают предприниматели, этичность напрямую коррелирует с лидерскими и управленческими качествами — чем строже человек относится к этическим нормам, тем успешнее он руководит. И тем легче ему находить решения проблем в переменчивой деловой среде — ведь внутренний кодекс чести подскажет выход из затруднительной ситуации и не заставит долго колебаться. Самым ярким примером правоты такой позиции молодые новаторы считают Google, чей неформальный лозунг — «не делай зла».
Источник: hr-portal.ru