Бороться с беловоротничковой преступностью можно и нужно

Высокооплачиваемый персонал, менеджеры, управленческое звено — это специалисты с прекрасным образованием, но далеко не всегда их моральные качества соответствуют тому, что они пытаются показать. Отсюда возникает дисбаланс: появляются люди, которые хотят от компании взять больше, чем она их оценивает.
Нюанс такой: выявить их в начале пути сложно, доказательную базу собрать еще сложнее. Потому что если люди участвуют в каких-то схемах, то эти схемы, во-первых, абсолютно прозрачные, продуманные до мельчайших деталей. Плюс ко всему такие люди хорошо разбираются в психологии общения. И внаглую пользуются этими психологическими навыками, обманывая своего же работодателя. Эти люди прекрасные манипуляторы. Они легко меняют определенные интонации в разговоре, подменяют смысл фраз. В итоге, пользуясь людским доверием, они добиваются своих низменных целей. Например, один человек знакомит двух людей между собой и четко понимает, что эти люди нашли друг друга и у них все складывается хорошо. Но ему надо сохранить на них влияние. После их беседы он звонит обоим по отдельности и говорит: «Будь с ним осторожен, я тебя предупреждаю!» Вроде бы мелочь, но человеческая психология срабатывает, и эти люди, доверяя третьему человеку, начинают не объединять свои силы, а, наоборот, относиться друг к другу с осторожностью и недоверием. Тот потенциал, который возник во время их знакомства, фактически не находит применения. Подобные психологические игры свойственны «белым воротничкам» — они искажают факты или информацию в ущерб организации.
Ущерб и схемы, по которым они действуют, примерно следующие. Люди подобного типа (с хорошим интеллектом, занимающие высокие либо влиятельные посты, но имеющие моральные и личные качества, которые оставляют желать лучшего) неплохо между собой знакомы в каждой отрасли. Ситуации и жизнь заставляют их объединяться в неформальные сообщества, где они могут оказывать воздействие на всю отрасль в целом. В отдельных компаниях они напрямую влияют на возможность управлять процессами, связанными с высшим руководством, — это принятие решений, увод средств из компании (путем объединения откатных схем), введение в заблуждение руководства. И тут ничего уже не поделаешь. Под отраслью я понимаю как поставщиков, так и потребителей, поскольку между ними существуют товарно-денежные отношения. Еще одно очень распространенное мошенничество со стороны «белых воротничков» — передача информации о контрактах третьей организации — конкуренту за вознаграждение. Незаконное вознаграждение, конечно. Создание своей личной теневой организации и увод средств и контрактов туда — это кража информации и нарушение статей Гражданского и Уголовного кодексов. Блокирование каких-либо нововведений, решений, препятствие реорганизационным моментам, чтобы как можно дольше сохранить свое влияние и положение в компании и регулировать те процессы, которые в частном порядке интересны именно этим людям. В чем причина такого поведения? Во-первых, в бесконечной жадности, и это объективный фактор. Во-вторых, в самой личности человека: проще взять чужое, а потом сказать, будто это мое. Создавать свое затратно и по времени, и финансово, и морально. А вкладываться не хочется — легче, и правда, своровать.
Исполнительная власть в плане обращения в структуры, в суды абсолютно бесполезна ввиду того, что сейчас наработанной в этом плане практики просто нет, к тому же это трудно доказуемо. И третий, самый важный, момент — нет специалистов и нет сильного желания у людей заниматься данными вопросами. Это процесс трудоемкий и не всегда приводит к результату. Нет ограничений, сильных сдерживающих факторов для предотвращения воровства в среде мошенников, и, как следствие, возникает подобное явление. Кража и увод информации, кража чего-либо, что стоит денег в коммерческом смысле.
Какие меры можно предпринять? Это приходит со временем. В зависимости от того, как будет развиваться частный бизнес. От таких действий именно частный бизнес несет самые большие потери вплоть до банкротства. Частники кровно заинтересованы в том, чтобы бизнес работал. И постепенно люди, склонные к мошенничеству в частном бизнесе, либо отсеиваются, либо становятся еще более крепкими и непобедимыми. Если они не выдерживают, чувствуют сильный контроль над собой, то уходят в государственные организации (сейчас я это массово наблюдаю: люди переходят из частных структур в государственные организации, потому что там легче манипулировать ситуацией и получать «откаты»). Если человек имеет большой опыт в бизнесе, он может, работая в госорганизации, выстраивать такие изощренные схемы обмана, что правоохранительным органам будет гораздо труднее выявлять эти факты. Тем более что российский бизнесмен гораздо опытнее любого западного, ведь каждый день меняющаяся ситуация требует от него большей сообразительности и дальновидности, прозорливости.
Что надо делать, чтобы заработала возможность защищать бизнес, который заявляет о проблеме? Это уже другой вопрос. Как у нас это работает? Стоит прийти в правоохранительные органы и заявить о такой проблеме, как тут же начинают проверять весь бизнес целиком. Выявляют все недочеты, недостатки со стороны предпринимателя, а до самой проблемы зачастую не доходят. Вот почему многие предприниматели просто боятся обращаться за помощью в органы. Страна переживает профессиональный рост правоохранительных органов, но фактическое исполнение законов отстает от того, что требуется на данном этапе. Этот разрыв необходимо быстрее ликвидировать, чтобы исполнение законов действительно шло в ногу со временем. Этот фактор является одним из ограничивающих экономическое развитие страны. Я считаю, что правоохранительная система должна выработать абсолютно новые подходы к изучению таких ситуаций, выработать определенную методику, позволяющую защищать именно собственников. Если мы хотим развивать именно частный бизнес, то не надо досконально разбирать, плохо он строит свое дело или хорошо. Надо выяснять, каким образом злоумышленники воспользовались его ситуацией и как возместить ущерб от вскрытых махинаций.
В течение многих лет в стране не принимались меры для того, чтобы в среде управления было больше факторов, направленных на сдерживание мошенничества. Наоборот, их становилось с каждым годом меньше. Желание постоянно жить лучше заставляет людей определенным образом манипулировать ситуацией. Сегодня именно это является причиной высокого роста экономической преступности. Недостаточно сдерживающих факторов. «Белые воротнички» (и не только) хотят незаслуженно легкой жизни, ведь жить хочется сейчас — и это нормально, понятно и объяснимо. Ненормально то, что сдерживающих факторов все меньше. Законы есть, но они не работают. И экономика страны тормозится. Противодействие развитию наблюдается на уровне чиновников, потому что сейчас никто не хочет работать за зарплату, особенно чиновники. Саботаж исполнения указов, законов, нормативных актов происходит только для того, чтобы удержать свое место и получить незаконный доход.
Тенденция двух последних лет — создание всевозможных объединений предпринимателей, которые должны защищать их интересы. Ассоциации или объединения людей могут содействовать позитивным изменениям, но чем дальше мы в Европейском союзе, тем дольше из него будем выходить. Все вопросы за один момент решить нельзя. Каждое действие затрагивает чьи-то интересы. И чтобы изменение произошло, нужно время. Это как камень кинуть в пруд: моментально волны к берегу не побегут.
Бороться с мошенничеством надо. В первую очередь должен быть правильно составлен документооборот, чтобы правильно и четко были прописаны ответственность, должностные инструкции. На этапе отбора персонала выявить людей, у которых личностные коммуникации не вписываются в общую картину компании. Эти люди настроены сами на себя, это одиночки, идущие только к своим целям. И их личностные характеристики не соответствуют целям компании. Таких «белых воротничков» лучше не нанимать. Следует четко прописывать регламенты, нормативы, акты, договоры. Вершит суд только суд. И если правоохранительная система не работает, то все больше людей, видя, что для них не наступает никаких последствий, будут рушить компании. Например, в прошлом году я встречался со студентами, которые только начали развивать свою тему в бизнесе, но у них произошла утечка информации. И конкурент, имевший больше денег и возможностей, быстрее реализовал услугу, хотя идея принадлежала им. Они попытались юридически решить вопрос, но поскольку система не работает, потерпели фиаско. Ребята хотят жить сейчас и не могут — закон их не защищает. И уезжают из страны, так как буквально в самом начале профессионального пути потерпели фиаско, разочаровались в законе. Так часто происходит с талантливыми молодыми людьми, и причина только в отсутствии защиты их интересов и прав (а не в возможности заработать). Есть понимание, что 10% людей всегда будут красть, 10% никогда не украдут, а 80% будут вести себя неблагонадежно, если представится возможность. В России такая возможность существует всегда, и получается, что 90% людей реально могут мошенничать, разваливая чужой бизнес. А нормальные люди, которые не хотят работать по такой схеме, просто покидают страну. И этот процент растет до максимума.
«Откаты» — один из самых распространенных видов мошенничества. Далее — вознаграждение от третьих компаний за важную коммерческую информацию о бизнесе. Третий распространенный способ мошенничества в среде «белых воротничков» — организация теневых компаний. На четвертом месте — получение от конкурента вознаграждения за то, что человек поможет разрушить компанию. Пятое — элементарная кража. Если брать торговлю, то там распространена подмена товара своим товаром, мошенничество с учетными операциями. Выявить его сложно ввиду того, что люди понимают слабые места компании и умеют этим пользоваться. Естественно, они не говорят об этом. И такие люди из нескольких компаний могут объединиться в группы и для достижения своих целей делать все, что угодно.
Формирование черного списка нерадивых «топов», во-первых, незаконная операция. А во-вторых, она ничего не даст. У нас, к сожалению, многие бизнесмены отдают предпочтение заработку, а не моральным аспектам. Отсюда получается, что они сами себе копают яму, когда берут на работу человека с высокими профессиональными качествами, но с низкими моральными. Бизнесмены получают так называемый золотой геморрой. Сначала они получают от таких людей высокий доход, а потом теряют еще больше. Это происходит практически в 99% случаев. Некоторые говорят, что иногда бизнесмены сами подталкивают к воровству, платя небольшую зарплату. Но тогда нельзя говорить о провокации, так как частный бизнес — это частная собственность. Это как учитель в школе: если тебе не нравится работать за копейки — увольняйся или бери взятки.
Стратегия компании зависит от собственника. И если он сам не чист на руку, ему сложно требовать честности со стороны персонала. В этом случае и возникают ситуации, когда персонал начинает проявлять свои низменные качества. Воровство (будь то база данных или другая информация) — это непрофессионально. Воровство — это отсутствие возможности и умения для честного заработка. Есть «топы», которые никогда не украдут, и такие люди — высшие профессионалы, золотой фонд компании, да и вообще человечества. Презираю, например, врачей, которые считаю себя профессионалами, но могут поить людей неэффективными лекарствами только потому, что те им не дали взятку. Это элементарное воровство — обосновывайте его как угодно. Нормальный человек просто уволится и перейдет на другую работу, если его не устраивает зарплата, но не будет искать нечестные способы заработка. Отсутствие должным образом поставленных коммуникаций в компании приводит к неправильным выводам и последствиям.
Бытует мнение, что люди некоторых национальностей более склонны к воровству, нежели другие. Уверен: не существует национальной склонности к воровству. Это личностные характеристики человека. Просто если мы живем в определенной среде либо попадаем в определенную ситуацию, то эти качества, если они заложены в человеке, проявляются быстрее и ярче. Причем среда влияет гораздо меньше, чем ситуация. В каждом случае надо разбираться, почему сотрудник крадет. Раскрыть сам факт и понять причины мошенничества «белых воротничков» сложнее, чем линейного персонала. Его образование, образ мышления, интеллект позволяют действовать хитро, креативно, даже талантливо, а кроме того, он может доходчиво объяснить собственнику, что для развития компании требуются дополнительные деньги — и потратить их затем на личные нужды. И сказать, что проект не удался. А, например, с низшим персоналом надо разбираться ситуативно. Рабочим страшно подойти к руководству и попросить больше денег. А ведь нужды могут быть различные — тяжелая болезнь родственника и т. д. Разные обстоятельства толкают людей на кражу. Но когда идет признание ошибки и возмещение ущерба и второй раз ошибка не повторяется, я готов простить человека.
Если в компании по вине сотрудников постоянно допускается брак, то в 80% случаев это проблема руководства. Либо слабо обученный персонал, который хочет работать, но не умеет. Либо обученный персонал, который не хочет работать. Он делает работу как угодно, но не так, как нужно компании. Тогда надо принимать решение об увольнении человека. И наладить жесткий, четкий, прозрачный контроль за действиями сотрудников, и брак в работе будет снижаться. Вести нормальный диалог, набор персонала, быть доступным для обсуждения любых вопросов с персоналом. И быть на позитиве. Если есть ошибки, надо разбираться отдельно в каждой ситуации.
Источник: hr-portal.ru