Results not found

По вашему запросу ничего не найдено

Попробуйте отредактировать запрос и поискать снова

HR-советы

ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИЙ

Article Thumbnail

В данной статье мы хотим информировать читателей об одном из направлений современного развития человекоцентрированного подхода (the PersonCentered Approach PCA). Основателем и самой видной фигурой этого подхода был и остается выдающийся американский психолог К. Роджерс [1], [5], [6] . Э. Медоус, специалист в области работы с персоналом организаций, познакомился и стал сотрудничать с К. Роджерсом в 1968 г. С 1973 г. он член Центра изучения человека в г. Ла Хойа (США), объединяющего специалистов во всем мире, разделяющих и практикующих РСА. В начале 90-х г.г. Э. Медоус инициировал создание международной группы специалистов, применяющих РСА в работе с организациями ( «Pajaro Group «).

Как известно, начиная с 40-х гг. К. Роджерс активно развивал направление в консультировании и психотерапии, которое получило название клиентоцентрированной терапии [5]. На основе терапевтической практики и исследований в рамках этого направления им были сформулированы необходимые и достаточные условия конструктивных изменений клиента. Это хорошо известные сейчас три личностные установки консультанта: конгруэнтность, эмпатия и безусловное позитивное принятие (уважение).

В начале 70-х гг. К. Роджерс оставляет активную психотерапевтическую практику, сосредоточившись на содействии установлению мира в горячих точках Земли, образовании, развитии партнерских отношений в семьях, подготовке консультантов и психотерапевтов и других чрезвычайно плодотворных видах собственной творческой активности. Это изменение сопровождалось изменением названия подхода. Самим К. Роджерсом он стал называться человекоцентрированным подходом.

Э. Медоус утверждает [3], что поворот, который в 70-х гг. совершил К. Роджерс, заключался не только и не столько в изменении спектра активности и смене названия подхода, но, прежде всего, в глубоких концептуальных изменениях, которые до сих пор не до конца поняты его коллегами и учениками. Большинство последователей К. Роджерса стали употреблять понятие «человекоцентрированный подход » как синоним понятия «клиентоцентрированная терапия «. Согласно глубокому убеждению Э. Медоуса, от специальной модели помогающих отношений в рамках клиентоцентрированной терапии, когда клиент обращается за помощью к консультанту и платит за нее, К. Роджерс перешел к человекоцентрированному подходу как модели любых человеческих отношений. Отличительной чертой подавляющего большинства человеческих отношений является равенство партнеров: отношения помощи и

50

поддержки, безусловно, включены в равные отношения людей. Однако в целом в этих отношениях отсутствует ситуация, когда один из партнеров постоянно находится в позиции ожидающего и принимающего помощь, а другой — в позиции постоянно оказывающего помощь.

Именно этот отказ от модели помогающих отношений во взаимодействии равных партнеров и не усматривают, по мнению Э. Медоуса, последователи К. Роджерса, необоснованно перенося клиентоцентрированную, «помогающую » модель на отношения равных партнеров, что не адекватно природе этих отношений. Если в классической модели клиентоцентрированной терапии и помогающих отношений консультант использует три вышеназванные личностные установки для блага клиента (Другого), то в отношениях равных партнеров эти установки, или умения (skills), как предпочитает их называть Э. Медоус в практической тренинговой работе, используются ради собственного блага, в собственных интересах того, кто их использует. В отношениях равных партнеров эти умения используются человеком для того, чтобы лучше понять другого, лучше выразить себя, т.е. добиться понимания себя партнерами, наиболее конструктивно разрешать возникающие трудности и противоречия в отношениях. Все это делается в интересах самого человека, который по сознательному выбору использует упомянутые умения для оптимального выстраивания собственной деятельности и общения. В табл. 1 сравниваются клиентоцентрированная терапии и человекоцентрированный подход (приводится по: [4], [6]).

Подчеркнем несколько принципиальных позиций, выражаемых в этом сравнении Э. Медоусом. Вопервых, это уже приводившееся замечание, что обсуждаемые умения используются человеком для своего собственного блага. Вовторых, они используются человеком на основе сознательного выбора: в повседневных отношениях человек использует или не использует данные умения (и имеет на это право!) в конкретных обстоятельствах, исходя из наилучших, но своих интересов. Условием наличия подобного выбора является владение этими умениями. Втретьих, эти умения являются необходимым и достаточным условием для успешного развития отношений в случае их совместного, в единстве друг с другом, использования.

Необходимо коротко описать эти умения в связи с тем, что они понимаются и операционализируются Э. Медоусом [3] не полностью тождественно их использованию К. Роджерсом. Выделяются четыре умения: эмпатическое слушание, конгруэнтность, эмпатия и безусловное позитивное уважение (принятие).

Эмпатическое слушание — наиболее полезное умение. Оно используется, когда человек хочет понять Другого. Процедура эмпатического понимания может быть описана четырьмя процессами.

1. Решение слушать.

2. Прояснение вербального сообщения Другого. (Этот шаг в привычной терминологии может быть назван «активным слушанием «).

3. Стремление понять опыт (переживание, эмоции, смыслы) Другого.

4. Валидизация — подтверждение говорящим (Другим), что слушатель понял и прояснил его слова и опыт адекватно. Говорящий может давать или не давать подтверждение.

Э. Медоус подчеркивает важнейшее значение этого умения в любых отношениях, в том числе, в деловых взаимодействиях, как дающее наиболее быстрый положительный эффект. Эмпатическое слушание, как и любое другое умение, используется человеком на основе собственного свободного выбора, а не по обязанности или требованию.

Конгруэнтность. Назначение этого умения — выражение опыта человека посредством языка. Синонимы термина «конгруэнтность » — центрированность, истинность, аутентичность,

51

реальность. Если говорящий посылает конгруэнтное сообщение, вероятность получить защитный ответ снижается. Если посылается неконгруэнтное сообщение, вероятность получить защитный ответ возрастает. Выделяется два уровня умения быть конгруэнтным.

Таблица 1

Сравнение клиентоцентрированной терапии и человекоцентрированного подхода

Первый уровень описывается четырьмя процессами.

1. Опыт — внутренний психологический поток, который присутствует в любой данный момент.

2. Осознание — вхождение в поток опыта и выведение его на уровень сознания.

3. Невербальный язык — трудно контролируемые телесные проявления, которые являются своеобразной комбинацией опыта и осознания.

4. Вербальный язык — человек сообщает посредством языка об опыте своего Я (не о ситуации или о Другом: чистый конгруэнтный язык не содержит слов «он «, «она «, «оно «, «ты «).

Второй уровень данного умения заключается в принятии на себя полной ответственности за свой опыт без обвинения Других или ситуации. Это принятие человеком того, что его переживания происходят внутри его Я и что

52

он полностью ответствен за свой опыт. Стремление сделать других или ситуацию ответственными за поток опыта Я эквивалентно решению быть беспомощным, жертвой. Э. Медоус утверждает, что по мере овладения этим умением человек замечает, что он начинает настойчиво стремиться к ответственности за свое оптимальное состояние в любой данный момент жизни. Учиться этому умению нелегко: уклад повседневной жизни сплошь и рядом отучает нас брать на себя ответственность за свой опыт (состояние). Необходима настойчивость, если мы желаем овладеть этим умением.

Эмпатия — умение, используемое на основе сознательного выбора в ситуации, когда Другой хочет расти, учиться или развиваться, а мы хотим содействовать ему в этом развитии или росте; это следование «за » и «вместе » с Другим — без оценки и советов — в то время, как этот Другой движется по пути своих переживаний (опыта)1. Эмпатия бесполезна, когда ктолибо иной, кроме самого Другого, желает, чтобы он рос, учился или развивался. Во время эмпатии оба — как тот, кто проявляет эмпатию, так и тот, по отношению к кому ее проявляют, — сфокусированы на опыте последнего. Человеку, проявляющему эмпатию, необходимо испытывать безопасность и достаточную стабильность собственного внутреннего состояния, чтобы быть способным оставить его в стороне и сосредоточиться на опыте Другого, быть вместе с Другим в его переживании. Присутствие проявляющего эмпатию выступает катализатором для использования Другим собственных ресурсов для роста, учения или развития. Проявляющий эмпатию не вмешивается в этот процесс, но только аккомпанирует, соприсутствует. Если Другому удается использовать свои собственные ресурсы, его решения автоматически интегрируются им в своей жизни. К. Роджерс считал эмпатию главным процессом в клиентоцентрированной терапии. Этот процесс очень важен в любых других отношениях. Результаты эмпатии плодотворны для обоих участников эмпатического процесса: Другой — личностно растет, а проявляющий эмпатию получает в своем окружении более «полно функционирующего человека » для взаимодействия и отношений.

Безусловное позитивное уважение (принятие) понимается Э. Медоусом в рамках рассматриваемой модели не только как безусловное принятие и уважение Другого и вера в его возможности, но и как безусловно ценностное отношение к тем проявлениям Другого, которые угрожают целостности и интегрированности Я.

Безусловное позитивное уважение может осуществляться тремя различными образами. Приведенная ниже последовательность описаний отражает характерные стадии в развитии понимания безусловного позитивного принятия у отдельного человека.

1. Отказ от осуждения (оценки). Осуждение, вопервых, блокирует, стопорит принятие информации и, вовторых, приписывает оценку Другому ( «хороший » или «плохой «). Но вынесение осуждения происходит чрезвычайно быстро: по данным исследований — в течение 0,0006 с [2]. Поэтому его невозможно избежать, но возможно и необходимо конвертировать осуждение и оценку в конгруэнтность (перейти от Тывысказывания к Явысказыванию, за которое говорящий несет ответственность).

2. Второй шаг можно условно сравнить с наблюдением заката солнца. К. Роджерс заметил, что мы не стремимся изменить закат солнца, наблюдая его. Мы принимаем его как он есть. Люди подобны закату солнца. Их

53

необходимо принимать такими, каковы они есть.

3. Третий шаг содержит в себе парадокс, который нельзя осмыслить при наличии категоричных суждений. Он заключается в том, что человек, с одной стороны, должен оставаться полностью преданным себе в своей индивидуальной интегрированности ( «Ни на йоту не предавая себя, понимая, выражая и защищая свои интересы! » — по выражению Э. Медоуса) и, в то же самое время, относиться как к дружественному дару к проявлениям Другого (не Другому, а проявлениям Другого), которые угрожают нашим интегрированности и целостности. Человек не осуждает и не отталкивает эти проявления, что неизбежно сопровождается возникновением у него чрезвычайно напряженного и закрепощенного состояния со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Но он позитивно переосмысляет, воспринимает их как драгоценный дар (и такое переосмысление является ответственностью самого человека!). Человек не просто понимает эти проявления. Он не просто принимает их. Он безусловно высоко ценит их. И тогда он становится способным работать с этой угрозой, снова двигаясь, с ощущением силы и свободы. Умение безусловного позитивного уважения (принятия) наиболее трудно для понимания и усвоения. Но оно же приносит наиболее значимые личностные результаты.

Чтобы человекоцентрированный подход был целостным и действительно являлся необходимым и достаточным условием успешного развития отношений, человеку необходимо владеть всеми четырьмя умениями в единстве друг с другом и уметь использовать их.

Э. Медоус разработал специальную тренинговую программу обучения данным умениям, которую активно и успешно реализует, обучая персонал бизнесорганизаций. Программа обучения включает разные по длительности ступени: 1) обучение базовым умениям, 2) мастерские «среднего » уровня, в том числе создание в организации «полностью функционирующей общности «. Потенциал для улучшения жизни и общения человека, заключенный в принципах и умениях человекоцентрированного подхода, многократно возрастает в подобной общности. Компетентность в отношениях, которую дает овладение персоналом организации или группы описанными выше умениями, — это путь к развитию всех других типов компетентности и успешности, 3) продвинутый уровень — программа обучения лидерству в организациях, представляющая собой цикл многодневных мастерских, реализуемых в течение двухтрех лет.

Ниже приведена одна из показательных таблиц; она входит в набор материалов, сопровождающих обучение персонала на тренингах по упомянутой программе, в которой наглядно проявляется сущность подхода и взгляд Э. Медоуса на человека и человеческие отношения сквозь призму применения или неприменения описанных выше умений в их единстве. В табл. 2, пусть несколько утрированно, сравниваются акцент современного демократического мировоззрения и идеологии на «неотъемлемых правах » человека, которые «должны » автоматически предоставляться кемто (обществом, другими людьми), и акцент на ответственности человека за свою жизнь и самочувствие, который делается Э. Медоусом, а также психологические последствия этого для развития и состояния человека.

Э. Медоус и ряд других специалистов человекоцентрированного подхода выступили инициаторами создания интернациональной группы практиков, работающих в человекоцентрированном ключе с организациями. Первая рабочая встреча этой группы состоялась в местечке с названием Pajaro Dunes в Калифорнии, США. Это дало название группе — «Pajaro Group «, она регулярно

54

Таблица 2

Права и ответственность

55

(два раза в год) собирается для обсуждения опыта работы. Каждый участник имеет возможность поделиться своими наработками, идеями, проблемами. В процессе заинтересованного обсуждения, практической проработки, взаимного обучения происходит профессиональный рост ее участников. Общей целью, разделяемой членами этой группы, является оказание влияния на современный бизнес, который становится влиятельнейшим социальным институтом в современной цивилизации.

Последняя встреча «Pajaro Group » состоялась в России, в СанктПетербурге, 1216 января 2000 г. В ней участвовали пять российских и девять иностранных коллег (3 человека — из США, 3 — из Италии, 2 — из ФРГ, 1 — из Голландии). Как это обычно происходит во время встреч группы, на рабочих заседаниях обсуждались актуальные вопросы практики и теории, происходил плодотворный практический обмен опытом членов группы (посредством ролевого моделирования различных ситуаций работы с персоналом, «мозговых штурмов «, информирования и т.п.). Так, впервые участвовавшие во встрече специалисты из ФРГ Т. Кемпф и Б. Теръюнг, имеющие более чем десятилетний опыт работы с организациями в человекоцентрированном ключе, продемонстрировали свои методы работы и катализировали дискуссию о роли, значимости и способах работы с эмоциональными проблемами сотрудников бизнесорганизаций.

Российские участники встречи: В. Снегова (Первоуральск), Г. Степанова и Е. Шур (СанктПетербург), Е. Плотникова и В. Колпачников (Екатеринбург), — поделились своим опытом работы с организациями и инициировали разговор о значении этого подхода в современном российском бизнесе и перспективах его развития.

Во время встречи группы были проведены две презентации для психологов и студентов СанктПетербурга на тему «Современные методы работы с персоналом организаций в человекоцентрированном ключе «. Первая презентация была организована на факультете психологии СПбГУ при поддержке СанктПетербургского психологического общества. Вторая, организованная при поддержке СанктПетербургской ассоциации тренинга и психотерапии, состоялась в помещении одной из петербургских школ. Обе презентации вызвали большой интерес у петербургских психологов. Во время презентаций члены «Pajaro Group » рассказали об истории развития методов работы с организациями в человекоцентрированном ключе, об основаниях современных подходов к работе с персоналом. Живейший отклик и удовлетворение присутствующих вызвала практическая иллюстрация Э. Медоусом применения РСАумений в организациях.

На основе успешных итогов встречи и презентаций «Pajaro Group » в СанктПетербурге Э. Медоус высказал предложение об обучении им группы российских психологов, работающих с организациями, методам человекоцентрированного подхода2.

*

Заканчивая эту статью, отмечу еще раз, что Э. Медоус в течение ряда последних лет сдвигает акценты в привычном понимании человекоцентрированного подхода, отождествляемого большинством специалистов с клиентоцентрированной терапией. Клиентоцентрированная терапия в обязательно подразумеваемом балансе «безусловная ценность Другого » — «безусловная ценность Я «, акцентирует первую часть, поскольку

56

безусловное позитивное принятие и ценностнопомогающее отношение терапевта к клиенту является условием конструктивного развития последнего в полностью функционирующего человека. В этом же балансе Э. Медоус явный акцент делает на второй части, выравнивая его от перекоса, проистекающего из привычного, но неправомерного отождествления клиентоцентрированной терапии с человекоцентрированным подходом в целом. При этом сам Э. Медоус утверждает, что он лишь проясняет позицию самого К. Роджерса, характерную для последних лет его жизни, связанную с переходом от узкой модели клиентоцентрированной терапии к более широкой модели человекоцентрированного подхода, которая релевантна для всех, а не только помогающих, отношений.

Опыт работы с российскими людьми как в рамках индивидуального консультирования, так и в организациях, позволяет предположить культурноисторическую адекватность подхода, описанного в данной статье, современным российским реалиям. Россияне в большинстве своем сензитивны и эмпатийны, но зависимы, несамостоятельны и часто не способны к реальному принятию на себя ответственности за свою жизнь. Одна из культурноисторических задач, стоящих перед каждым россиянином, — это принятие ценности своего Я, своей личности и жизни, преодоление глубоко привычного обесценивания их по сравнению с «мировой революцией » или «интересами коллектива «. Концепция и практика, разрабатываемые Э. Медоусом, — хорошее подспорье в этом. Итогом решения этой культурноисторической задачи хотелось бы видеть мировоззрение, в котором сбалансированы безусловные ценности Я и Другого, при принятой на себя ответственности человека за наилучшее для него течение собственной жизни.

В настоящее время получены положительные результаты применения описанного в данной статье подхода для работы с персоналом российских организаций. Но об этом в другой статье.


Источник: hr-portal.ru