Чем занимаются начальники, которых не было раньше Что нужно, чтобы стать бизнес-оунером, нью-бизом или директором по инновациям
Бизнес-оунер
АЛЕКСАНДРА ПЕРФИЛОВА
бизнес-оунер платформы Skyeng Math
Я начала развивать направление математики на нашей образовательной платформе летом 2018 года. Я уже работала в компании года три — хотелось делать что-то новое. Было понятно, что для Skyeng английского мало, а математика очень востребована, особенно у школьников. Это совпадало с моим опытом: я была преподавателем математики, находила учителей, контролировала качество и писала пособия в другой образовательной компании. Сначала мы запустили пробную рекламную кампанию — оказалось, что спрос есть, и те первые 20–30 учеников продолжают заниматься. Потом мы наняли команду побольше для поиска новых клиентов. В сентябре мы появились на главной странице сайта и запустили большую кампанию — теперь Skyeng официально учит еще и математике.
С ростом проекта менялись и мои обязанности. Сперва я была единственным сотрудником. Я нанимала учителей, писала контент, продавала — такой человек — швейцарский нож. Тогда нужно было самой, без лишних рук проверить гипотезу. Потом у меня появились люди и команда для найма, обучения, контента, продаж. Я стала бизнес-оунером небольшого стартапа внутри компании. Сейчас идет третий этап, масштабирование. Нет смысла дублировать функции для второго направления, так что я выступаю заказчиком для общего отдела маркетинга, продаж и клиентского сервиса. За собой я оставила преподавателей, создателей контента и разработчиков платформы. Сейчас у меня в подчинении семь человек, а вообще продуктом занимаются 55 человек и 400 преподавателей, которые работают с учениками онлайн.
Профессия бизнес-оунера в образовании будет очень востребована в ближайшие десять лет
Бизнес-оунеру нужно быть компетентным в каждом блоке задач. Надо иметь какие-то базовые знания в области рекламы, чтобы говорить со своим маркетологом. Надо разбираться еще и в продажах, понимать, о чем говорят разработчики, уметь настроить метрики, контролировать выполнение задач. Уметь нанимать людей тоже очень важно: надо найти хорошую команду, понять, кто нужен и как эти люди будут общаться между собой.
Профессия бизнес-оунера в образовании будет очень востребована в ближайшие десять лет, уже сейчас наша компания ищет трех-четырех человек на такую позицию. В интернете проходят образовательные марафоны, появляются новые платформы, и этим могут руководить такие люди, как я, которые умеют запускать стартапы внутри большой компании.
Chief innovation officer
АНДРЕЙ ИВАШЕНЦЕВ
директор по инновациям Yode Group
В современном мире, когда каждый третий встречный — CEO, должности не несут той смысловой нагрузки, что раньше. Сейчас многие крупные компании ищут и нанимают директоров по цифровой трансформации. Chief innovation officer — очень близкая по смыслу роль, с той лишь разницей, что такие должности появляются в цифровых компаниях.
Впервые я стал chief innovation officer после прихода в компанию Game Insight, глобального разработчика мобильных игр. Название должности мы придумали на этапе первого интервью с топ-менеджментом, а в основные обязанности входила работа с передовыми технологическими трендами экосистем Apple, Google, Microsoft и многих других, внедрение этих технологий в продукты компании. Сейчас я уже там не работаю и занимаюсь, скорее, управлением проектами в области виртуальной и дополненной реальности.
Чтобы выполнять эту работу, нужно не растерять свою врожденную любознательность
У директора по инновациям достаточно визионерская роль. Она не очень совмещается с наличием подчиненных, поэтому у меня их нет. Тут работают, скорее, механики инфлюенсинга, когда ты аргументированно влияешь на принятие решений и лоббируешь те или иные инновационные подходы. В моем случае это поиск новых механик и технологий с последующим их внедрением, если все хорошо. В том числе и банальные хотелки заказчиков из серии «а давайте скрестим ужа с ежом», которые тоже приходится прорабатывать.
Чтобы выполнять эту работу, нужно в первую очередь не растерять свою врожденную любознательность, продолжая изучать все новое и следить за технологическими трендами и тем, как они влияют на тот или иной бизнес. Полезно иметь аналитический склад ума и быть технарем со смежным образованием и бэкграундом.
New business director
МАРИЯ ДОЛГОВА
new business director в ивент-агентстве Prostorcrew
Перед тем как стать нью-бизом, я три года работала в отделе маркетинга BMW. Ушла потому, что захотелось сменить обязанности: в Prostorcrew гораздо больше креатива и возможности реализовать свой творческий потенциал, потому что постоянно приходится что-то придумывать на ходу. В моем подчинении в зависимости от масштаба проекта бывает от двух до десяти человек — это проджекты, дизайнеры, креативщики, сценаристы, художники.
Нью-биз должен понимать тенденции рынка клиента и общие тренды — какие темы сейчас востребованы и актуальны
У меня на работе три основные задачи. Я отвечаю за то, каким видят Prostorcrew потенциальные клиенты: за айдентику, фирменный стиль, шоурил, портфолио на сайте и в презентациях, общее оформление социальных сетей. Я занимаюсь тендерами и распределяю людей на проекты. Кроме того, вместе с CEO компании Колей Молчановым мы приезжаем к новым клиентам и рассказываем, чем мы можем быть им полезны.
Мне кажется, что нью-биз — это всегда общительный человек. Нужно уметь защищать свои идеи и проекты, так как клиенты, как правило, уже видели десятки компаний и успели заскучать. Нужно перевернуть представление о себе — удивить и показать, что ты и твои проекты отличаются от всего того, что они видели до этого. Нью-биз должен понимать тенденции рынка клиента и общие тренды — какие темы сейчас востребованы и актуальны. А еще он должен слушать рэп, бегать марафоны, делать «айронменов», правильно утилизировать и перерабатывать пластик. Все это помогает создавать мероприятия, которые соответствует духу времени и интересны людям.