Черная метка: собрать компромат
В пресловутые «черные списки» боятся попасть многие кандидаты, регулярно имеющие дело с кадровыми агентствами. Существуют ли эти списки на самом деле? Как они работают и стоит ли им верить?
Периодически на различных профессиональных форумах всплывают сообщения о том, что кто-то угодил в черный список и теперь безрезультатно ищет работу уже полгода. В это же время на страницах этих же самых форумов пострадавшие кандидаты делятся друг с другом информацией о нечистых на руку работодателях или кадровых агентствах, заманивающих «абы куда» и предлагающих «абы что». Впрочем, находящаяся в открытом доступе информация далеко не полная и зачастую, как все сплетни и слухи, имеющая мало общего с реальностью.
Законно или нет?
Отношение Валерия Полякова, генерального директора, к черным спискам всегда было очень осторожным и даже негативным. Он приводит в пример форум одного из самых посещаемых работных сайтов, где несколько лет назад тема «Черно-белые списки» была очень популярной. Посетители фактически анонимно охотно размещали там свои отзывы. «Но, зайдя на этот форум сейчас, таких списков я уже не обнаружил, — отмечает Поляков. — Похоже, что они реально не востребованы». Он полагает, что черные списки не прижились из-за того, что серьезный человек не станет доверять анонимной информации. «Проверку кандидатов можно успешно проводить другими способами. А что касается проверки компаний, то это обычно делается в рамках профессионального общения с коллегами. Например, есть закрытый форум для директоров. И если требуется узнать об опыте работы коллег с какой-то компанией, то это успешно делается через запрос на форуме», — говорит Поляков.
Разумный подход
Информация о нарушениях прав соискателей, заказчиков и коллег рекрутеров должна быть доступна всем заинтересованным лицам — такова позиция Валерия Оськина, директора ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП). В то же время он отмечает всю сложность проблемы, ведь в общедоступных черных списках грань между информированием о нарушениях и клеветничеством со стороны «доброжелателя-анонима» бывает слишком узка.
Валерий рассказал интересный случай из практики. Как-то на одну конференцию приехал директор крупной российской компании (на которую, замечает Валерий, к тому моменту уже несколько раз поступали жалобы от представителей различных КА). Приехал этот человек без приглашения и очень сильно просил выделить ему время для выступления. Оказывается, до него дошли слухи о том, что его компания пользуется дурной популярностью среди рекрутеров (якобы она не оплачивает оказанные услуги по подбору персонала). Директор признал, что у них действительно есть определенные сложности, связанные с документооборотом в компании, но никто из представителей КА не удосужился выйти на прямой разговор с «подозрительной» компанией, предпочитая остаться «незаслуженно обиженным». Директор «проштрафившейся» компании обещал в самое ближайшее время разрешить все конфликтные ситуации и просил всех «пострадавших» отныне обращаться к нему напрямую. Смелое выступление принесло свои результаты — компания тут же была вычеркнута из списка подозрительных, и в дальнейшем с ней не боялись работать.
Развивая тему, г-н Оськин отмечает, что АКПП уже много лет занимается проблемой этичности черных списков. Результат работы: специализированный информационный массив, где публикуются отзывы о компаниях-работодателях и КА, созданный и функционирующий на базе официального сайта АКПП.
Чем он отличается от обычного черного списка? Во-первых, здесь не могут быть обнародованы анонимные отзывы, во-вторых, здесь не ставятся оценки происходящего в компаниях. Любой заинтересованный, прочтя отзывы, может сам сделать выводы и при необходимости напрямую уточнить информацию у тех, кто оставил отзыв.
«Собрав некоторое количество жалоб, — рассказывает Валерий, — мы оповещаем компанию о наличии нелестных отзывов в ее адрес и о том, что она занесена в так называемую базу претендентов. Тем самым мы даем возможность в течение двух недель внести ясность в ситуацию и оправдаться. Если компания не смогла опровергнуть факты, она попадает в информационный массив. Кому-то весь этот процесс покажется затянутым, но он приносит свои плоды. У «жалобщиков» появляется время подумать, у «обманщиков» — оправдаться».
Для личного пользования
Кандидаты также рискуют попасть в закрытые списки неблагонадежных. HR-ы с большой осторожностью относятся к кандидатам, которые сообщают о себе недостоверные сведения: приукрашивают свои знания и профессиональные навыки, предоставляют ложные рекомендации. Как правило, обман вскрывается уже на стадии встречи соискателя и рекрутера.
Другое дело, если кандидату на стадии «сватовства» в компанию удалось умело замаскироваться. Александр Демидов, директор небольшого рекламного агентства, вспоминает, как в его компании пару лет назад трудился художник Юрий — очень талантливый человек, но при этом запойный алкоголик. В свои «трезвые» периоды он выглядел очень презентабельно, выдавал креативные идеи, так что немудрено, что HR-ы просто проглядели «недуг». Намучившись с талантливым пьяницей, Александр все же уволил его. С тех пор HR-ы агентства всегда проверяют рекомендации соискателей, лично общаясь с их бывшими начальниками и коллегами, составляя небольшой черный список — для внутреннего пользования.
Бывают ситуации, в которых кандидаты ведут себя неадекватно и, не задумываясь о последствиях, рискуют своей репутацией. Алена, сотрудница КА, рассказывает, что в ее практике был случай, когда кандидат, пройдя все собеседования, просто не вышел на работу. Работодатель уже подготовил для него рабочее место, закупил оргтехнику, прекратил отбор других кандидатов, а соискатель просто исчез — начал скрываться не только от работодателя, но и от представителей КА. Комментируя этот случай, Алена отмечает, что наверняка у кандидата были веские причины не выходить на новую работу. Все, что от него требовалось — поставить об этом в известность все заинтересованные стороны. Исчезнувший без всяких объяснений кандидат автоматически попал в личный Аленин черный список — она больше никогда не предложит его кандидатуру работодателям.
Случаются и более серьезные прегрешения: к примеру, если сотрудник был обличен в воровстве или каком-то другом преступлении. Впрочем, столь серьезные обвинения должны быть подкреплены соответствующими документами и фактами. Да и к тому же признать человека в чем-либо виновным может только суд.
Верить или не верить черным спискам — личное дело каждого.
Источник: hr-portal.ru