Results not found

По вашему запросу ничего не найдено

Попробуйте отредактировать запрос и поискать снова

HR-советы

Формирование образа России как аспект публичной внешней политики

Article Thumbnail

В августе 2005 года английским исследователем и специалистом по улучшению имиджа стран Саймоном Анхольтом был опубликован рейтинг брэндов 25 государств, который был составлен совместно с американской компанией Global Market Insight. Исследователи предлагали гражданам десяти государств оценить «брэндъемкость» различных стран по нескольким позициям.

Согласно данному исследованию, Россия заняла предпоследнее место, обогнав лишь Турцию. Не только Китай, но даже Южная Африка, Египет и Мексика оказались более привлекательными для иностранных граждан, нежели Россия.

Основная проблема заключается в том, что ни в российском, ни в западном общественном мнении не сложился четко очерченный и адекватный образ современной России, и все представления о нашей стране весьма фрагментарны, противоречивы и плохо оформлены.

Кроме того, следует признать, что интерес к России в мире сегодня не столь высок, как в годы холодной войны или в начале 1990-х, поэтому и формировать адекватный образ государства гораздо сложнее. Ведь снижение интереса нередко приводит к упрощению восприятия. Таким образом, чем меньший страна вызывает интерес, тем большую силу обретают стереотипы, а клиширование образа меняет его далеко не в лучшую сторону.

Можно с уверенностью говорить о том, что проблема формирования благоприятного имиджа России на международной арене является одной из наиболее актуальных и важных на сегодняшний день в сфере российской внешней политики. И мы можем констатировать, что в последние годы, осознав насущность этой задачи, государство стало предпринимать конкретные шаги для ее реализации. В частности, оформляются новые институциональные структуры, ответственные за налаживание общественных и культурных связей и международное сотрудничество. Среди них наиболее значимыми являются Управление по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами при Администрации Президента Российской Федерации, созданное в феврале 2005 года, Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по международному сотрудничеству и общественной дипломатии, учрежденная в 2006 году, и активизировавший свою деятельность российский центр международного научно-культурного сотрудничества при МИДе РФ (Росзарубежцентр).

Можно задаться правомерным вопросом: почему только в начале 2000-х годов национальная элита озаботилась проблемой формирования позитивного имиджа России и впечатлением, которое оставляет страна в глазах мирового сообщества. На наш взгляд, выход этого вопроса на повестку дня обусловлен рядом факторов. Это, в первую очередь, связано с тем, что на рубеже тысячелетий новая Россия, обретает свою идентичность, определяется со стратегией внешнеполитического курса, основополагающими тезисами для которого являются концепция многополярного мира, многовекторной дипломатии, защита национальных интересов и евразийская стратегия сотрудничества. Переживая острейший кризис самоидентификации после распада СССР, Россия, спустя десятилетие, наконец-то определяется со своим местом в современной системе международных отношений, обретает ценностные ориентиры и вырабатывает приоритеты как в сфере внутренней, так и внешней политики. Кроме того, немаловажным фактором, заставившим первых лиц государства поднять вопрос о государственной информационной политике и безопасности, являются информационные войны, развернутые против России в 90-годы западными СМИ (прежде всего, связанные с освещением событий Чеченской кампании, а также с многочисленными обвинениями в авторитаризме, отсутствии демократических свобод и попытками дискредитации российского бизнес-сообщества).

2000 год был ознаменован принятием основополагающих документов для российской внешней политики. К ним относятся Концепция внешней политики РФ, Концепция национальной безопасности, Военная доктрина и Доктрина информационной безопасности. Что примечательно, во всех этих документах отводится важная роль государственной информационной политике и информационной безопасности страны. Так в концепции внешней политики России отмечается, что «Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации… На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней. Неотъемлемым элементом соответствующей работы должны стать целенаправленные усилия по широкому разъяснению за рубежом сути внутренней политики России, происходящих в стране процессов. Актуальным становится ускоренное развитие в Российской Федерации собственных эффективных средств информационного влияния на общественное мнение за рубежом».

Отправной точкой для активизации деятельности по улучшению имиджа России можно условно считать выступление Владимира Путина на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России 12 июля 2004 года, в котором он заявил, что представления о России в мире далеки от реальности, что нередки случаи «спланированных кампаний по дискредитации нашей страны», и поставил перед российскими дипломатами задачу работать над улучшением образа нашей страны за рубежом. С этого момента разрабатывается и реализуется беспрецедентное количество проектов: начиная от экономических форумов, заканчивая научными конференциями, художественными выставками и крупномасштабными медиа-проектами.

Создание позитивного имиджа государства относится к сфере публичной дипломатии – так именуется комплекс мер, нацеленных на изучение и информирование зарубежной аудитории, а также на установление контактов. Публичная дипломатия предполагает гораздо более широкий охват, нежели дипломатия традиционная. В зону ее ответственности попадают и журналисты, пишущие о данном государстве, и зарубежные неправительственные организации.

Основными направлениями публичной дипломатии являются постоянный диалог, информационная работа и стратегическое планирование имиджевых кампаний. При этом, на наш взгляд, имиджевую политику и публичную дипломатию не следует причислять к разновидностям пропагандистской деятельности. Здесь мы согласимся с политологом Кононенко В. А., который в своих работах отмечает, что «в отличие от пропаганды главное для публичной дипломатии – не только донести свою точку зрения, но и выстроить доверительные отношения с аудиторией. Для этого не требуется принуждать противоположную сторону к согласию (как это делается, например, военным путем или посредством экономического давления), а достаточно убедить в том, что сотрудничество в ее же интересах». Инструментом подобного убеждения является soft power («мягкая сила») – одна из категорий, характеризующих мощь государства наравне с военным или экономическим потенциалом. Механизм soft power был впервые описан американским профессором Джозефом Наем в книгах «Обреченные вести за собой». Главное преимущество «мягкой силы» перед военной или финансовой мощью государства Джозеф Най видит в способности привлечь кого-либо благодаря ценностному содержанию внешней политики, а не простому набору материальных рычагов давления.

Стратегическое планирование государственной имиджевой кампании в основе своей содержит две ключевые проблемы: во-первых, это трудность в оценке ее эффективности. Прежде всего, это обусловлено тем, что сам объект воздействия – имидж России в мире – понятие весьма обтекаемое, включающее в себя множество совершенно разных аспектов. Во-вторых, это связано с подменой механизма «soft power», основанного на диалоге и убеждении, жесткой государственной пропагандой, которая сегодня мало эффективна.

Разработанные на сегодняшний день государственные проекты по формированию благоприятного имиджа России в мире можно классифицировать следующим образом (мы сознательно не включаем в наш список сугубо политические мероприятия):

· Экономические проекты (одна из традиционных форм: экономические форумы. Наряду с государством активная роль принадлежит российскому бизнес-сообществу. Цели проекта: формирование благоприятного инвестиционного климата, интенсификация экономического сотрудничества, формирование представления о России как о надежном и стабильном партнере)

· Культурные, научные, образовательные проекты (в этой сфере Россия традиционно занимает уверенные позиции. В мире еще жива память об успехах советской космонавтики, советского балета и советского спорта, да и современная Россия активно подпитывает эти сформировавшиеся представления новыми достижениями культуры и науки и активным международным сотрудничеством в данных сферах. Характерной чертой проводимых сегодня культурных мероприятий является попытка решить с их помощью наиболее острые социально-политические проблемы. Так, к примеру, на осень 2006 года намечено проведение круглого стола «Россия и ЕС: к толерантности через культуру» — проект, призванный решить задачу формирования толерантного сознания в целях борьбы с ксенофобией и этнической враждой)

· Социальные проекты (Россия ориентирована на широкое участие в различных социальных международных проектах, начиная от активного участия в программах по борьбе со СПИДом и наркоманией, заканчивая гуманитарной помощью населению стран, пострадавшим от стихийных бедствий. Один из наиболее традиционных, но в то же время действенных способов улучшения образа страны в мире)

· Спортивные проекты (связаны, прежде всего, с попытками России стать центром проведения спортивных мероприятий планетарного масштаба. Это и участие Москвы в тендере на право проведения летней Олимпиады, не увенчавшееся, правда, успехом, и теперь участие Сочи в аналогичном конкурсе, только для Олимпиады зимней. Безусловно, положение «хозяйки» спортивных соревнований мирового масштаба прибавляет популярности стране и повышает ее международный престиж)

· Проект «церковная дипломатия» (реанимирование российскими властями в последнее десятилетие, в общем-то, традиционного в исторической ретроспективе направления для российской публичной политики может оказаться весьма продуктивным в связи с возрастающим влиянием религиозного и этнического фактора в мировой политике. К проектам подобного рода можно отнести трехдневный визит патриарха Алексея II в Латвию в мае 2006 года. Алексей II, затративший уделивший большую часть времени политическим переговорам на высшем уровне, пребывал в Латвии не только в качестве религиозного деятеля, главы РПЦ, но и в качестве парламентера — общественного дипломата с миссией «примирения» двух государств и подготовки политического диалога России и Латвии. Это и Всемирный религиозный саммит, стартовавший в Москве 3 июля 2006 года. Подобная представительная межрелигиозная встреча, собравшая 150 представителей различных конфессий более чем из 40 стран мира, проходит впервые в мире. Причем, участники саммита обсуждают не религиозные вопросы, а наиболее серьезные проблемы и вызовы современного мира: терроризм и экстремизм, распространение оружия массового уничтожения, эпидемии, наркомания, бедность, экология и воспитание молодежи. И итоговый документ, выработанный на форуме, будет направлен лидерам стран «большой восьмерки» накануне х саммита в Санкт-Петербурге).

· Проект «Празднества» (придание торжествам, приуроченным к празднованию особо важных исторических дат, официального статуса общественно-политического мероприятия высокого уровня и организация в рамках торжественных мероприятий неформальных встреч с лидерами мировой политики. К наиболее значимым проектам в данной сфере стоит отнести празднование 300-летия Санкт-Петербурга и 60-летия Победы)

· Медийные проекты. С 2004 года активно разрабатываются и выходят в свет крупномасштабные медиа-проекты. Среди них и «Валдайский клуб», и «Russia Profile», и «Russia Today». Пионером в этой сфере можно считать совместный проект МИДа и РИА «Новости» «Открытая Россия» (2003 год), в рамках которого организуются пресс-конференции и обсуждения текущих событий в стране и внешней политики России; причем, приглашаются не только МИДовские чиновники, но и ведущие ньюс-мейкеры. В 2004 году был создан «Валдайский дискуссионный клуб», где ежегодно собираются иностранные эксперты и журналисты, приглашенные Кремлем на встречи с высокопоставленными представителями российской политики. С начала 2005 года выходит еженедельный журнал на английском языке «Russia Profile», в котором представлены аналитические материалы о политических и экономических процессах, происходящих в России. И судя по высказываниям председателя думского комитета по международным делам, члена попечительского совета журнала Константина Косачева после презентации проекта «журнал вызвал большой интерес США». А с декабря 2005 года начал свое вещание англоязычный телеканал «Russia Today» для зарубежной аудитории, возглавляемый членом «кремлевского пула» 26-летней Маргаритой Симоньян. Уже сейчас у Russia Today есть несколько зарубежных корпунктов — в Лондоне, Вашингтоне, Париже и Иерусалиме. В ближайшее время планируется открыть корпункт в Каире, а потом в Нью-Йорке, а в будущем будет создана сеть СНГ. По версии создателей, телеканал «Russia Today» призван «показать русский взгляд на Россию и на мир». Правда, многие эксперты сомневаются, сможет ли телеканал успешно справится с поставленной задачей, поскольку у зарубежного зрителя есть довольно широкий выбор новостных каналов, таких как, например BBC,CNN, Euronews. Они полагают, что Russia Today вряд ли сможет составить им реальную конкуренцию, да и сам «русский взгляд» на происходящие в мире события едва ли может вызывать особый интерес. Кроме того, сегодня телеканал «Russia Today» каким-то образом должен решить одну из важнейших проблем: проблему дистанцирования себя от государственной иделогически-пропагандистской машины. От того, насколько успешно эта задача будет решена, зависит и потенциал проекта, его влияние на формирование позитивного имиджа России в мире.

Наиболее интригующим и туманным остается вопрос об объемах финансирования данных государственных программ. Конкретные цифры не называются, но о суммах можно судить по высказыванию спикера верхней палаты Сергея Миронова о том, что «честь Родины дорого стоит». Известно лишь, что только на медиа-проект «Russia Today» в 2005 году было затрачено 30 миллионов долларов.


Источник: hr-portal.ru