Results not found

По вашему запросу ничего не найдено

Попробуйте отредактировать запрос и поискать снова

HR-советы

Как здорово, что все мы здесь…

Article Thumbnail

Корпоративы времен кризиса: скромно, скромнее и еще скромнее

Праздники всегда хочется продлить, так что в некоторых компаниях корпоративы прошли даже дважды — на Новый и на старый Новый год. Но это все же, скорее, исключение, чем правило, особенно в последнее время, когда и одна-то вечеринка — непозволительная роскошь.

Если уж на то пошло, корпоративы зародились еще в каменном веке, когда наши далекие предки собирались у костра отметить удачную охоту или победу над соседним племенем. В более привычном для нас виде корпоративные праздники появились на рубеже XIX — XX вв. в стремительно развивавшихся Америке и Европе, где в то время уже пришли к пониманию простой истины: сотрудник, ведомый не только желанием получить зарплату, но и какой-то привлекательной идеей, иными словами, хорошо и разносторонне мотивированный, трудится намного эффективнее и, следовательно, приносит больше прибыли.

Первым роль таких мотивов, как, например, стремление к уважению или признанию эффективности работы, показал немецкий экономист и социолог Макс Вебер (1864 — 1920), которого вместе с Эмилем Дюркгеймом и Карлом Марксом считают одним из трех основоположников современной социологии. Позднее теорию мотивации развил известный американский психолог Абрахам Маслоу (1908 — 1970), автор иерархии человеческих потребностей, в которой, как оказалось, деньги играют большую, но далеко не исчерпывающую роль. Кроме них, человеку требуется еще моральное удовлетворение, самоуважение и ощущение сопричастности к общему делу. Если все это есть, тогда получается не просто группа случайно собранных в одном месте работников, а сплоченная команда, связанная не только единством места, но и общностью цели.  

Корпоративы как раз и возникли как одна из форм столь важной для бизнеса мотивации персонала. Поначалу это были незамысловатые вечеринки по какому-нибудь более-менее важному поводу. Но со временем, в пятидесятые годы прошлого столетия, на корпоративных вечерах крупных американских компаний начали появляться и элементы профессионального тренинга — соревнования, творческие конкурсы, все то, что теперь составляет арсенал тимбилдинга. 

В России, где в XIX — XX вв. тоже стремительно развивался класс наемных работников, все как-то сразу пошло не совсем так. Лишь очень редкие владельцы отечественных компаний видели в корпоративах большие возможности для развития бизнеса. Большинство же пускало праздничные сборища на самотек.

СКРОМНЕЕ НАДО БЫТЬ

Рождество-2009 в Америке отмечали лишь 85% компаний. Меньше корпоративных вечеринок за последние двадцать лет было дважды: во время рецессии 1991-го и в 2001 году — после терактов 11 сентября.

Кроме находящихся на поверхности финансовых соображений, сыграл свою роль и психологический фактор — общественное мнение, которое сейчас решительно настроено против всякого рода излишеств. При 10-процентной безработице бизнес, даже если и может позволить себе пышный праздник, предпочитает, что называется, не нарываться.

После шумной вечеринки в Hilton в 2007-м два последних года тихо встречает Рождество и Новый год American Express, что логично: в конце прошлого года из AmEx было уволено 7000 сотрудников, т.е. каждый десятый.

Дважды не проводил корпоративы и Goldman Sachs, банк, который только ленивый не обругал за решение выплатить топ-менеджменту зарплаты и бонусы не меньше чем на $16 млрд. Более того, на нынешнее Рождество работникам запретили собираться даже по домам! Проявили осторожность и в JPMorgan: этот банк провел скромную рождественскую встречу лишь для 200 человек в кафетерии в JPMorgan Chase Tower на нью-йоркской Парк-авеню.

Bank of America прежде был известен тем, что обычно отмечал Рождество аж двумя корпоративами. В 2008 году было решено от одного из них отказаться, а в 2009-м сотрудники и вовсе отметили праздник в нью-йоркских барах, разбившись на группы по 50 — 60 человек.

СОБРАЛИСЬ ПО-ТИХОМУ

Те же, кто проводил корпоративы, старались экономить на всем. Одни ограничили часы работы бесплатных баров или совсем от них отказались, другие вместо меню a la carte ввели комплексное — попроще и подешевле, третьи заменили пятичасовые тусовки с танцами на трехчасовые коктейль-пати. Бизнес исключил из списка обязательных праздничных атрибутов икру, прочие деликатесы, а иногда и сладкий десерт, остановившись на более демократичных во всех отношениях хот-догах и куриных шашлычках на шпажках.

Секвестированию подверглись и расходы на антураж: на смену стеклянным стаканам и бокалам пришла пластиковая посуда. Сотрудникам не разрешили приводить с собой мужей/жен, куда менее насыщенным стало музыкальное сопровождение: оркестровые группы сократились с 12 — 14 до 2 — 4 человек. Подсчитано, что на сей раз в США средняя рождественская вечеринка на 400 лиц обошлась примерно в $85 000, т.е. приблизительно в $200 на человека. И вообще, в офисах все популярнее становится банальная складчина.

Дошло до того, что под сомнение ставится значимость совместных праздников как фактора сплочения коллектива. К примеру, еще два года назад Пол Стемборовски, директор ипотечной компании из штата Колорадо Greentree Mortgage, стал заменять общие встречи Рождества и Нового года двумя дополнительными оплачиваемыми днями к отпуску своих служащих.

Еще одна все более популярная в корпоративной Америке новинка — отмена вечеринок и перечисление сэкономленных таким образом денег на благотворительность.

В России в принципе все, как у всех — экономят на еде и напитках, заменяют банкеты примерно вдвое более дешевыми фуршетами, хотя до передачи «новогодних» денег на благотворительные цели у нас еще явно не дошли. В целом же, по оценкам президента рекрутингового портала SuperJob Алексея Захарова, в 2009 году корпоративных вечеринок в нашей стране было на 7% больше, чем в 2008-м. Но при этом четверть компаний выделила на веселье меньше средств. Специалисты считают, что по сравнению с докризисным 2007-м затраты российского бизнеса на корпоративы сократились в 2-3 раза.

ЗВЕЗДНАЯ ПЫЛЬ В ГЛАЗА

Конечно, сбавили обороты не все. Более того, на фоне глобального кризиса и всеобщего следования принципу «по одежке протягивай ножки» нашлись и те, кто решил продемонстрировать всем и вся, что их возможности ныне нисколько не меньше, если не больше. Чаще всего такой эффект дает приглашение на празднество «звезды».

Недаром большой резонанс в США вызвала рождественская вечеринка адвокатской фирмы Lanier из Хьюстона, на которой выступала 17-летняя, но уже известная исполнительница и актриса Майли Сайрус. Ее гонорар за часовой концерт составил, по слухам, около $1 млн. Вряд ли адвокаты получили наслаждение от искусства Майли Сайрус на весь этот миллион, но зато устойчивость положения фирмы показана была наглядно. Да и сама певица, надо полагать, неплохо пополнила свой бюджет.

Частные концерты и корпоративы, кстати говоря, в принципе неплохое даже не то что подспорье для «звезд», а одна из весомых статей дохода. Известно, что великая Тина Тернер, например, прежде чем отправиться в прощальный тур, припеваючи жила, выступая именно на корпоративах. И даже Пол Маккартни в конце своих последних европейских гастролей дал закрытый концерт для организаторов — шведской автокомпании Volvo.

Любопытно, что вообще-то приглашать «звезд» на закрытые концерты придумали не в Америке и даже не в России 1990-х, а в крошечном султанате Бруней, расположенном на северном побережье острова Калимантан. Сейчас о султане Брунея вспоминают нечасто, а вот в начале 90-х годов прошлого века Хассанала Болкиаха, обладателя почти 40-миллиардного состояния и самого богатого в то время человека планеты, знали многие. И это именно он начал заманивать «звезд» в свой султанат супергонорарами. Подсчитано, что желание видеть и слышать знаменитостей не в концертном зале или на стадионе обошлось Хассаналу Болкиаху в общей сложности в $30 млн.

Пионерами выступлений на закрытых вечеринках стали Род Стюарт и Уитни Хьюстон, приглашенные в 1996 году на 18-й день рождения одной из шести дочерей султана. Каждый из них исполнил по нескольку своих хитов и увез на родину по $1 млн.

На свой полувековой юбилей в июле того же 1996-го султан «выписал» не кого-нибудь, а самого Майкла Джексона. В течение недели король поп-музыки дал для именинника и его гостей три концерта и заработал на этом $15 млн. Причем выступал он в специально построенном зале, в котором установили позолоченное аудио- и световое оборудование. Эти именины, кстати, занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые роскошные, и до сих пор их размах остается непревзойденным.

На рубеже веков примеру султана Брунея начали потихоньку следовать и крупные западные компании, понявшие, что участие знаменитостей в корпоративных мероприятиях поднимает статус и является отличной рекламой. В 1998 году PepsiCo отметила закрытие посвященной столетию фирмы конференции, проходившей на Гавайях, концертом, на котором спела группа Rolling Stones. Их гонорар составил тогда $2 млн. В том же году Боб Дилан с сыном Джейкобом выступили на вечеринке одной из значимых компьютерных компаний и получили $1 млн.

Несмотря на то, что корпоративы привлекают меньше внимания, чем частные концерты, устраиваемые миллиардерами, именно крупные фирмы задают тон в этом секторе музыкальной индустрии. «Роллинги», например, в последний раз выступали на таком мероприятии в июле 2007 года. За концерт для 500 сотрудников Deutsche Bank, состоявшийся в Национальном музее искусств в Барселоне, они получили, по слухам, $5,4 млн. «Эти деньги взяты из ваших бонусов!» — крикнул в зал весельчак Мик Джаггер.

Сейчас, конечно, дорогостоящих «звезд» приглашают реже, и вечеринки типа техасского корпоратива Lanier с Майли Сайрус являются скорее исключением, чем правилом, как это было еще два-три года назад.


Источник : hr-portal.ru