Новое время — новые проблемы.
Продолжаем наш разговор о важности своевременной профориентации.
За 7 лет профориентационной практики, мне пришлось столкнуться с самыми разнообразными вариантами запросов. Ко мне обращались:
— родители, озабоченные дальнейшей судьбой своих уже совсем взрослых детей (в психологии такой возраст называется — юношество)
— сами юноши и девушки на пороге выбора профессии — приходили с уже готовым вариантом выбора, но с сомнениями
— взрослые люди, которые разочаровались в своей нынешней работе и стремились радикально, но верно изменить свою жизнь.
Но за последний год бьет рекорды по количеству новый запрос. Он похож на запрос из нашего списка выше под номером один, но с одним очень существенным акцентом:
«Ничего не хочет делать. Ничем кроме «гулек» и компьютера не интересуется. Ни к чему не хочет прикладывать усилия – постоянно ленится – ничего не доводит до конца. Куда его дальше, ума не приложу»
Это похоже больше на «крик души», чем на запрос о профориентации. Ну и он по существу выходит за рамки профориентации – он гораздо шире. Здесь на первый план выходит проблема отношений, и, как следствие, затруднения в конструктивной коммуникации («Он меня не слышит и не хочет слышать…»). Здесь и проблема эффективности воспитательных воздействий родителей. Здесь, естественно, и низкая организованность и мотивированность самих детей.
Решение такой задачи требует особого подхода. После тщательного анализа всех запросов я выделил то, что их всех объединяет:
1. Как правило, это юноши и девушки из состоятельных семей («средний класс +», как минимум). У них есть в избытке все что нужно для «нормальной» жизни. А то, чего нет, появляется очень быстро путем нехитрых манипуляций родителями. Это означает, что у них отсутствует один из важнейших мотивов для профессионального самоопределения — они плохо понимают, зачем им напрягаться, прикладывать какие-то усилия, развиваться, если и так уже всё есть и в ближайшее время это всё никуда от них не денется.
2. Эти юноши и девушки – дети предпринимателей, бизнесменов или родителей ориентированных на профессиональную карьеру. Такие родители, как правило, чрезвычайно заняты в своей профессиональной деятельности и поэтому не могут уделять много внимания своим детям. Не говоря уже о каком-либо продуманном и системном воспитательном воздействии. Для этого необходимы физические и психологические ресурсы, которых у них попросту нет – всё уходит в работу.
3. В этих случаях острее, чем где-бы то ни было стоит проблема нормальной продуктивной коммуникации и здоровых отношений между детьми и родителями. Высокое сопротивление. Дети не слышат своих родителей. Родители по итогу попросту начинают избегать эмоциональных контактов и скатываются к формально-директивно-поучительному общению.
4. Такие родители сами являются людьми очень деятельными и инициативными. И поэтому их особенно сильно раздражает бездеятельность и безынициативность (с их точки зрения) своих детей. Но самостоятельно повлиять на это и хоть как-то их замотивировать они не в состоянии. Хотя такие попытки регулярно предпринимаются, заканчиваются они, как правило, лишь эскалацией внутрисемейных конфликтов.
Вот такая вырисовывается фундаментальная проблема, которая попадает на самый важный жизненный период человека — период профессионального самоопределения. Уверен, Вы согласитесь, что если пускать все на самотек, то негативные последствия будут значительны. И все равно человеку придется решать эту проблему. Но уже после того, как многие годы уйдут на неприятную и неинтересную профессиональную деятельность с очень посредственной продуктивностью.
Вот такие задачи мне приходится решать в последнее время. Как я это делаю — поговорим в следующей нашей публикации.
Источник: ucg.in.ua