Results not found

По вашему запросу ничего не найдено

Попробуйте отредактировать запрос и поискать снова

Офисная жизнь

Фотограф со стороны

Article Thumbnail

Если организация не является средством массовой информации, издательством или фотоателье, то у нее отсутствует потребность держать в штате профессионального фотографа. Когда же возникает необходимость получить красивые фотографии для тех или иных целей (портреты сотрудников или предметные фотографии товара для оформления корпоративного сайта, фотографии с проводимой фирмой конференции, изображения африканских пейзажей для украшения стен офиса), приходится обращаться к услугам сторонних фотографов.

Подавляющее большинство фотографов на рынке соответствующих услуг в настоящее время — фрилансеры, некоторые из них зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, и лишь незначительная часть работает через крупные аутсорсинговые агентства. Поэтому у них, как правило, отсутствуют разработанные с учетом специфики их деятельности договоры, и задача документального оформления отношений ложится на плечи организации-заказчика.

Весьма распространена практика (особенно при отсутствии в штате организации юриста) заключения с фотографами-внештатниками гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг либо, хуже того, выполнения работ: фотограф обязуется произвести фотосъемку столько-то часов, произвести столько-то фотографий, а организация обязуется за фотографии заплатить столько-то рублей.

Это порочная практика.

Договор возмездного оказания услуг (равно как и договор на выполнение работ) совершенно не предназначен для опосредования подобного рода отношений и, как результат, не может защищать интересы сторон. Ни одной из них, что характерно. Фотографам я обычно объясняю, что заключать такой договор — это все равно, что снимать свадьбу на телефон, всем остальным — что это приблизительно то же, что есть суп из тарелки не ложкой, а чашкой. Теоретически, конечно, можно, но неудобно, и велик шанс «обляпаться». Особенно комично выглядит в этом контексте акт сдачи-приемки. Стараясь хоть как-то натянуть тришкин кафтан подобного договора на реальные отношения, стороны начинают тщательно прописывать в документах порядок приемки фотографий по количеству и качеству (спасибо, что без ссылок на Инструкции П-6 и П-7).

Все дело в том, что фотограф не просто оказывает организации услуги по фотосъемке, он своим творческим трудом создает произведения — фотографии. А правовое регулирование процесса создания произведений гораздо лучше укладывается в рамки специально придуманной и разработанной создателями четвертой части Гражданского кодекса конструкции — договора авторского заказа, которому посвящены аж целых 2 статьи ГК РФ — 1288 и 1289.

Грамотно составленный договор авторского заказа с элементами договора об оказании услуг (в части самой фотосъемки) выступает универсальным регулирующим инструментом в отношениях организации с фотографом-фрилансером.

Заключая данный договор, следует обратить внимание на следующие моменты.

Формулирование предмета договора — о чем именно договор и что же стороны хотят получить «на выходе». Иными словами, что получит организация в результате работы фотографа:

— фотографии на материальном носителе (что должно быть на них изображено, в каком стиле и какого формата будут фотографии);

— на каком носителе — напечатанные фото или DVD-диск, сколько штук и т. п. — и права на них (то есть как именно организация будет вправе использовать полученные фотографии).

Здесь важно оговорить, что именно будет считаться техническим браком, подлежащим пересъемке при наличии технической возможности (например, так называемая «шевеленка», засветы и т. п.). Следует иметь в виду, что процесс создания фотографий — работа творческая, и бывает, что проблема «я художник, я так вижу» встает в отношениях с фотографом в полный рост.

Перед внесением в договор конкретных формулировок следует проконсультироваться с техническим специалистом, иначе может получиться глупость, которая приведет к резкому сокращению количества фотографий, выдаваемых фотографом на выходе.

Например, одна организация решила перестраховаться и настояла на включении в договор, по которому должна была производиться фотосъемка новогодней елки для детей сотрудников, пункт о том, что «размытые фотографии недопустимы», и даже установила штраф за каждую такую фотографию. Быстро сориентировавшись, что материала для передачи заказчику более чем достаточно, и в любом случае решив не рисковать гонораром, фотограф просто не передал заказчику ни одной фотографии, где было запечатлено движение в кадре. Вместо живого репортажа о детском утреннике с яркими эмоциями получились статичные фотографии детей у елочки с актером в костюме тигра. Этого же результата, явно не стоившего затраченных на фотографа премиум-класса 80 тыс. руб., можно было с тем же успехом достичь, выдав в руки «мыльницу» любому не слишком обильно отметившему приближение Нового года сотруднику.

Следует договориться «на берегу» и о том, что стороны понимают под обработкой фотографий. Обычно фотограф понимает под этим словом первичную коррекцию по цвету и свету, иногда — легкую ретушь крупных портретных снимков. Поэтому если известно, что у генерального директора есть шрам на щеке, которого тот ужасно стесняется, — лучше сразу об этом сказать.

По возможности стоит включить в договор ссылку на портфолио фотографа в сети Интернет, если таковое имеется (чтобы было понятно, от чего отталкиваться в случае конфликта).

Также следует помнить, что фотограф не телепат, и о целях съемки, ключевых моментах и последующем использовании фотографий его стоит предупреждать заранее.

Если ожидается, что при съемке для рекламы услуг компании губы и декольте секретарши, пройдя через линзу фотообъектива, увеличатся в несколько раз — проинформируйте об этом фотографа.

Другой пример. Одна небольшая торговая организация предложила фотографу-фрилансеру отснять коллекцию полученных ею недавно трикотажных изделий. Фотограф, который часто снимал одежду для представления в интернет-магазинах, быстро и грамотно провел фотосъемку. Правда, в ходе работы его немного смутило то обстоятельство, что все изделия очень плохо пошиты и имеют те или иные дефекты — дырочки, пятна, контрастные нити, перекошенный крой, но «чего только не продают». Пожав плечами, он тщательно отретушировал полученные фотографии и представил их заказчику «в наилучшем виде». На фотографиях одежда выглядела идеально. Тут-то и выяснилось, что нанимали фотографа… для фотосъемки дефектов — с тем, чтобы впоследствии предъявить их поставщику. «А я-то снимал и удивлялся… еще думал, скажу друзьям, чтоб у вас не покупали».

К слову, вопрос о конфиденциальности фотосъемки, обстоятельств ее проведения и полученных в результате фотографий тоже должен так или иначе разрешаться в договоре.

При этом если вопрос о конфиденциальности обстоятельств фотосъемки (то есть «снимал коллекцию одежды для магазина «Шейте с нами, шейте как мы, шейте лучше нас», снял красиво, но вся одежда на самом деле с дефектами») решается в привычном порядке: в договор включается пункт о неразглашении, то конфиденциальность самих полученных фотографий — вопрос распределения исключительных прав на фотографии.

Вообще вопрос об авторских правах на полученные фотографии — вопрос ключевой для данного вида договоров.

Многие наивно полагают, что заплатив фотографу за фотосъемку, можно использовать фотографии как угодно. Это распространенное заблуждение, ведущее к многочисленным судебным процессам.

Автором созданных фотографий, согласно ст. 1257 Гражданского кодекса РФ, в любом случае является фотограф. И все права на фотографии по умолчанию принадлежат ему (ст. ст. 1270, 1291 ГК РФ). Подарить их для рекламы партнерам заказчик может только в том случае, если это прямо предусмотрено договором.

Поэтому стороны договора должны оговорить, в каком объеме фотограф передает права на фотографии заказчику (иными словами, как и на каких условиях заказчик может использовать полученные фотографии) и какие права сохраняются за фотографом (например, право показывать их как примеры своих работ в портфолио, участвовать с ними в выставках). Объем передаваемых прав по большей мере зависит от вида съемки. В случае с репортажной съемкой мероприятия логично обговорить право для использования на корпоративном сайте, оформления офиса, публикаций в СМИ, возможно в рекламе, а также для личного использования изображенных на фотографиях лиц. Когда речь идет о предметной фотосъемке для сайта, важно, чтобы именно права на коммерческое использование были переданы заказчику. Также важно, чтобы заказчик мог по своему усмотрению обрабатывать фотографии, например обрезать их, соединять в коллажи и т. п. Сюда же относится и вопрос о том, обязан ли заказчик указывать фотографа как автора при использовании фотографии (ст. 1300 ГК РФ) или может наложить поверх них свой собственный логотип.

Если фотографу заказывается фотосъемка со «свободными условиями», например, для оформления интерьера офиса (фотографии городских пейзажей, бытовые зарисовки и т. п.), когда фотосъемку и поиск объектов для нее организует сам фотограф, разумно будет включить в договор условие, обязывающее именно фотографа получить письменное согласие изображенных на фотографиях лиц на использование их изображения в целях съемки, — в случаях, когда такое согласие требуется в соответствии со ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Будет неприятно, если заказчик обнаружит отснятый на оплаченной им фотосессии бизнес-буклет в рекламе какой-то сторонней фирмы. Поэтому в целом такие вопросы не следует решать самостоятельно без консультации со специалистом по авторскому праву.

Отдельно следует рассмотреть вопрос о передаче заказчику raw-файлов, т. е. «сырых», необработанных исходников. Мало кто из фотографов соглашается на подобное условие, и настаивать на нем имеет смысл только в случае, если отснятый материал действительно имеет высокую степень конфиденциальности, а исходники передаются сразу же по завершении съемки на картах памяти фотоаппарата. Во всех остальных случаях данная процедура не имеет никакого смысла и никак не влияет на переход авторских прав на фотографии.

В договоре надо предусмотреть следующее:

— порядок оплаты;

— время, место и продолжительность фотосъемки;

— вопросы авторства.

Кроме них, важно зафиксировать и такую информацию:

— кто со стороны заказчика ответственен за организацию процесса и взаимодействие с фотографом по вопросам фотосъемки (чтобы указания «теть Маш» не привели к плачевному результату);

— как решается вопрос о замене фотографа в случае болезни последнего;

— что происходит с предоплатой (в случае, если таковая имеет место) в случае отказа от договора со стороны организации;

— как будет решаться вопрос об исполнении договора в случае утраты фотографий по причине технической неисправности карты памяти (к сожалению, такое редко, но случается со всеми без исключения фотографами).

Вопросы транспортировки фотографа к месту проведения фотосъемки, дресс-код и т. п. тоже подлежат урегулированию в договоре.

Еще один нюанс, связанный с заключением договора авторского заказа, — это сроки. Следует иметь в виду, что поскольку речь идет не о механической работе, а о творческом труде, законодательство предоставляет автору льготный срок для завершения произведения без штрафных санкций длительностью 1/4 времени от первоначального (п. 2 ст. 1289 ГК РФ). Иными словами, если по договору готовый результат должен был быть передан заказчику через 4 недели после проведения фотосъемки, в реальности у фотографа есть пятая дополнительная льготная неделя для того, чтобы закончить свой труд. Следует учитывать этот момент при определении в договоре соответствующих сроков.

Случается, что с трудом найденный фотограф в последний момент отказывается подписывать с организацией договор, мотивируя это тем, что с полученного гонорара в этом случае придется платить налоги и «что мы так обо всем не договоримся?». В результате длительных переговоров первоначально озвученная сумма вырастает на 13%. При этом можно быть на 90% уверенным, что если только организация не выступит для фотографа налоговым агентом и между сторонами договора не произойдет конфликта, в котором жалоба в налоговую используется как аргумент, никакие доходы по данному договору в налоговой декларации фотографа отражены, конечно же, не будут.

В то же время приятной новостью для обеих сторон может стать совместное изучение ст. 221 Налогового кодекса РФ, предусматривающей предоставление авторам профессионального налогового вычета в размере 30% от суммы полученного гонорара (иными словами, 13% взимаются не со всей заработанной фотографом суммы, а лишь с 70% выплат, таким образом, по сути, налоговое бремя снижается до 9,1%).

Резюмируя, отметим, что если услуги фотографа-внештатника требуются организации с некоторой степенью регулярности, имеет смысл единожды озаботиться разработкой продуманного для таких случаев договора и с умом использовать его в дальнейшем.


Источник: hr-portal.ru