Results not found

По вашему запросу ничего не найдено

Попробуйте отредактировать запрос и поискать снова

Офисная жизнь

К занятости — дифференцированный подход

Article Thumbnail

Пресс-конференция, организованная на Международном форуме по вопросам достойного труда, ознаменовалась не только подписанием стратегических соглашений, но и комментариями представителей сторон социального партнерства по ключевым вопросам развития рынка труда.

Стратегия занятости мигрантов

Непосредственно на самой пресс-конференции с подачи журналистов значительное внимание было уделено открытому письму Президенту РФ руководителя портала Superjob. ru Алексея Захарова. В своем обращении автор заявил о бессмысленности расходов государства на привлечение и адаптацию неквалифицированных трудовых мигрантов, призвал власти полностью запретить ввоз дешевой рабочей силы и сосредоточить все усилия на достойном трудоустройстве россиян.

«Политика, которую мы проводим по отношению к мигрантам, к занятости граждан с других государств — достаточно дифференцированна, — заявил в комментарии глава Минтруда Максим Топилин. — Вы знаете, что мы начали программы, связанные с привлечением высококвалифицированных специалистов. Для этого мы создаем определенные преференции, потому что такие работники — носители передового опыта и знаний. Считаем, что очень важно привлекать их для того, чтобы они приносили пользу для российского рынка труда. Здесь мы исходим из того, что они не являются конкурентами для российских работников. Эта политика проводится очень точечно.

Что касается общей стратегии занятости среди мигрантов, то мы стремимся к тому, чтобы урегулировать существующие пробелы в законодательстве. Их достаточно много. У нас есть проблемы, связанные с тем, что приезжающие на квотируемые места иностранные граждане зачастую занимают совершенно другие рабочие места — те, которые нельзя отнести к регулируемым государством.

Очень надеюсь, что вместе с профсоюзами и работодателями мы выработаем конструктивные предложения для того, чтобы, с одной стороны, соблюсти баланс с точки зрения привлечения мигрантов, а с другой — поставить барьер нелегальной занятости и нелегальной миграции. Здесь достаточно большая роль принадлежит миграционной службе, и мы с коллегами в этом плане плотно сотрудничаем.

Сейчас мы работаем над поправками к законодательству, которые будут предусматривать страхование по временной нетрудоспособности и введение различных инструментов медицинского страхования. По этому поводу ведутся дискуссии, но мы прекрасно понимаем: та ситуация, при которой сегодня за трудовых мигрантов работодатель платит страховые взносы меньших размеров, — неправильная. Она привносит очень серьезные возмущения на рынок труда, ведь иностранная рабочая сила обходится просто дешевле. Здесь нужно очень точно отработать эту ситуацию.

Наверное, где-то теоретически можно говорить о том, что низкоквалифицированная рабочая сила из других стран вызывает определенный демпинг. Но мы должны понимать, что мы без таких работников обойтись не можем. Ими заполняются свои ниши. С другой стороны, мы всегда должны обеспечивать приоритет занятости для российских граждан. Это записано в нашем законодательстве, мы стараемся из этого исходить. Не очень хорошо понимаю, откуда господин Захаров взял «сотни миллиардов» затрачиваемых рублей. Такая цифра и близко не соответствует действительности.

На самом деле на финансирование иностранных работников не тратим никаких средств. Наоборот — работодатели платят соответствующие пошлины».

Ситуацию с российскими и иностранными работниками оценил и президент РСПП Александр Шохин, который увязал вопрос с профессиональной подготовкой отечественных специалистов: «Если говорить о роли работодателя в формировании системы подготовки кадров (в том числе рабочих), то без преувеличения можно сказать: в последнее время эта функция — один из главных приоритетов РСПП и наших партнеров по бизнес-сообществу. К примеру, недавно мы провели совместное заседание трех рабочих органов РСПП — комитета по рынку труда и кадровым стратегиям, комиссии по профессиональным стандартам и комиссии по профобразованию, где специально обсуждали вопросы подготовки рабочих кадров.

Одно из главных наших традиционных соображений — инвестиции в подготовку рабочих, которые осуществляют работодатели и для собственных нужд, и для рынка труда, нужно выводить из-под налогообложения. Для собственных нужд работодатели могут готовить кадры в системе начального и среднего профобразования. А если они готовят специалистов для локального или национального рынка труда, то это делается из чистой прибыли.

Крупные работодатели, которых в РСПП достаточно много, содержат очень мощные корпоративные учебные центры и даже университеты — на базе бывших ПТУ и техникумов. Грех не использовать этот потенциал и не вовлечь его в профподготовку. Такую деятельность компаний вполне можно было бы поощрять. Мы давно обращаем данный вопрос к Министерству финансов. Шаги в этом направлении можно было бы сделать — пусть даже ограничив размер затрат на подготовку, которые могут быть отнесены на себестоимость.

Когда Президент страны дал поручение Правительству разработать не менее 800 профессиональных стандартов, мы как объединение работодателей были готовы взять на себя всю эту работу — при условии опять-таки некоторых послаблений. В частности, чтобы компенсировать расходы на эти цели, как и на разработку компаниями технических стандартов.

Но благодаря созданию Минтруда и выделению денег из бюджета Министерство решило поделить с нами ответственность. Думаю, что мы справимся с этой задачей. Проблема не только в цифре (стандартов будет больше, чем 800), а и в том, чтобы выработать требования к компетенциям работников — с тем, чтобы система профессиональной подготовки на всех уровнях соответствовала потребностям рынка труда. К сожалению, огромные деньги государства и работодателей тратятся на адаптацию выпускников учебных заведений к реальным условиям труда.

Если говорить о мигрантах, то основные деньги, как мне представляется, тратятся на обучение детей. Во всем остальном работают другие механизмы. Согласен с министром труда, что специально на приезжих деньги не тратятся. Что до неквалифицированных работников, то смысл их привлекать состоит как раз в том, что на такие места наши соотечественники не идут. Тратиться на подготовку такого рода мигрантов работодатели не намерены — в этом плане как раз получается экономия».

Глава ФНПР Михаил Шмаков отметил, что после создания Министерства труда Федеральная миграционная служба стала в некотором роде «пережитком прошлого». «Все функции привлечения трудовых мигрантов, оценки этой деятельности и подготовки всяческих разрешительных документов надо передать в Минтруд, — заявил М. В. Шмаков. — За ФМС нужно оставить только полицейские функции — кого пускать, кого нет, как выдворять и т. д. У нас нелегальных мигрантов пока только обирают, а не поступают с ними по действующим в России законам.

Низкоквалифицированные трудовые мигранты, приезжающие в нашу страну, особо не деформируют рынок труда. Больше его деформируют как раз так называемые высококвалифицированные специалисты. Когда бизнес привлекает готовых специалистов, на которых не надо тратиться в плане профподготовки, это закрывает путь гражданам России к получению высокой квалификации. Взять, например, предложения наших авиакомпаний по привлечению граждан других стран для пилотирования воздушных судов, включая должности командиров кораблей. Это означает, что мы разрушаем всю подготовку пилотов в Российской Федерации. Данные инициативы крайне негативно скажутся на нашей стране, на наших гражданах. Погоня за дешевизной всегда оборачивается большими убытками для государства в целом. Эту серьезную проблему надо решать в интересах страны».

Эксперты и знания в цене

По просьбе прессы заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак пояснил суть соглашения, подписанного между Минфином и МОТ.

«Ранее мы подписали с Международной организацией труда специальное соглашение о механизмах реализации программы укрепления национального среднего и профессионального образования и содействию рынков труда стран СНГ, Азии и Ближнего Востока, — уточнил заместитель министра. — Сущность сотрудничества в том, чтобы совместно реализовывать три компонента программы. Первый — поддержка развития и укрепления систем образования в соответствии с требованиями рынков труда. Второе направление — разработка методологии и программ подготовки менеджеров для систем начального и среднего профобразования. И третий компонент — укрепление потенциала российских специалистов в области подготовки профессиональных кадров и оценки профессиональных квалификаций.

Всего Россия выделяет на трехлетний период программы 8 млн долл. Это относительно небольшие ресурсы бюджета, но в то же время они существенны с точки зрения специалистов, которые в дальнейшем будут профессионально заниматься подготовкой кадров. Оператором программы будет МОТ, на опыт, потенциал и квалификацию которой мы опираемся сознательно».

Глава Международной организации труда Гай Райдер прокомментировал Соглашение, подписанное с компанией «Лукойл»: «Это очень важное для нас сотрудничество, поскольку оно отражает курс МОТ к установлению частных партнерских отношений с компаниями. Это дает нам возможность работать в реальной экономике — с теми, у кого есть настоящие экспертные знания. К примеру — в отношении обучения молодых сотрудников, безопасности труда. Что касается «Лукойла», то его международная репутация очень позитивная, и по этой причине мы очень рады работать с компанией».

Точнее давать прогнозы

Вопрос от журнала «Служба занятости» по теме профессиональной ориентации был адресован Максиму Топилину. Министр уточнил, какие структуры в плане опережающего регулирования рынка труда в большей степени ответственны за данную деятельность.

«Безусловно, мы всегда говорили о том, что профориентация должна начинаться со школьной скамьи, — подчеркнул Максим Анатольевич. — Поскольку школы являются компетенцией Министерства образования, то это зона их ответственности. Но вся работа, которую мы проводим с коллегами из Минобрнауки, настроена на то, чтобы учитывать те тенденции, которые более видны нашему ведомству на рынке труда, с учетом опыта специалистов служб занятости.

Проводимую с молодежью профориентацию нельзя разрывать — она должна начинаться со школы, продолжаться и в дальнейшем, — подчеркнул министр. — С точки зрения организации этой работы проблем я не вижу — она ведется постоянно. Другой вопрос — насколько оправдываются наши прогнозы, которые мы видим на рынке труда, насколько точно мы можем передать эти сигналы школьникам и будущим студентам, как это влияет на их судьбу. Здесь все гораздо сложнее, и в этом плане мы надеемся на сотрудничество с объединениями работодателей. Прежде всего для того, чтобы точнее давать прогнозы. А. Н. Шохин сказал о той работе, которую мы проводим по подготовке профстандартов. С другой стороны, важны и образовательные стандарты. Сейчас этот разрыв существует, и он достаточно серьезный. Уточняя компетенции и изучая рынок, мы надеемся где-то в течение двух-трех лет прийти к более объективным характеристикам трудовых функций, работ, подстраивая под это образовательные стандарты.

Действующие сейчас документы и ЕТКС устарели, но с ними связаны гарантии работников. И нам очень важно, чтобы при отработке профстандартов мы ни в коем случае не нарушили трудовые права граждан. Если мы будем вводить профстандарты, то они должны иметь некие переходные положения с едиными тарифно-квалификационными справочниками. Здесь мы пытаемся находить баланс, других вариантов у нас нет».

* * *

В завершение работы конференции высокого уровня «Достойный труд — основа экономического роста» ее участники приняли итоговое заявление.


Источник: hr-portal.ru