Кто же кого недооценивает?

Последнее исследование HeadHunter.ru демонстрирует забавную тенденцию. Оказывается, ИТ-кадры в среднем меньше других уверены в ценности своей персоны, как специалиста, для компаний, в которых работают. Большие сомнения относительно своей «незаменимости» живут лишь в умах тех, кто только начал карьеру на студенческой скамье или сразу после нее. По уровню сомнений ИТ-шники едва не догнали тех, кто вообще не работает.
В среднем по аудитории сайта hh.ru, порядка 81% опрошенных высказались о том, что они являются ценными специалистами для своих компаний. Лишь 3% респондентов признались в своей профессиональной непригодности, остальные же просто затруднились ответить. Примечательно, что наиболее довольны собой представители высшего менеджмента, медицины, автомобильного и сырьевого бизнеса. Для этих отраслей процент уверенных в своей профессиональной необходимости переваливал за 89%. А вот наименее уверенными в себе оказались студенты и вчерашние выходцы со студенческой скамьи, а также представители ИТ-индустрии. Лишь 76% опрошенных ИТ-шников считают себя ценными для компании специалистами. Порядка 21% сомневаются в своей ценности, а 3% уверены в собственной профессиональной непригодности, применительно к данной позиции.
Понятно, что речь в проведенном исследовании идет не об объективной ценности, а о субъективном восприятии сотрудниками своего положения. Более того, сниженному ощущению собственной «полезности» можно найти с десяток объяснений, от сократовского «чем больше я знаю, тем меньше я понимаю», до сниженной самооценки из-за давления со стороны начальства и коллег (системных администраторов и техническую поддержку постоянно обвиняют в самых разных грехах). Но кто же тогда «раздувает» рынок зарплат ИТ-специалистов? Ведь в ИТ при всем при этом зарплаты гораздо выше, чем, например, у рядового административного персонала, сотрудников бухгалтерии или HR отделов. Очень часто приходится слышать от представителей бизнеса о том, что ИТ-кадры себя, наоборот, переоценивают, запрашивая баснословные деньги за свои услуги. Получается, что среднестатистический ИТ-специалист хладнокровно продает себя, понимая или хотя бы догадываясь, что «впаривает клиенту» (будущему работодателю) ненужные и бесполезные для него услуги? На мой взгляд, такое поведение было бы больше уместно для сектора продаж (где, кстати, процент «довольных собой» гораздо выше).
Скорее всего, одного единственного виновного в сложившемся положении дел нет. Не так давно тот же исследовательский центр проводил опрос по вопросам личного счастья на работе. Как мы публиковали в своей заметке, ИТ-шники опять оказались позади многих других отраслей. В комментариях один из участников нашего сообщества очень точно описал, что проблема того же системного администратора заключается в постоянном решении чужих проблем, содержащих негатив. Столь объемные потоки негатива даже у стрессоустойчивых людей не могут не отложиться в виде лишнего повода быть недовольным самим собой. Сомневаюсь, что ИТ-шники массово ставят под сомнение собственную квалификацию, но польза данной конкретной компании – другое дело. «Зачем я им нужен, если у них все так…». Итогом тому является желание сменить работу, заняться какой-то новой задачей или просто окунуться в новый коллектив. Очередное резюме появляется на сайтах с вакансиями, и в условиях кадрового дефицита, потенциальные работодатели начинают торговаться за вполне квалифицированного, но недовольного существующим положением дел сотрудника.
То, что предметом торга становятся быть именно деньги, на мой взгляд, идея самого бизнеса, не придумавшего, как еще можно подманить себе специалиста. Негласный «социальный договор» подразумевает, что на новом месте ИТ-шнику достаточной квалификации должны предложить не меньше, чем на старом. Для самих специалистов это, безусловно, хорошо. Вместо того чтобы заниматься «обработкой негатива» за 20 тысяч в месяц, он будет делать это за 40 или 60 тыс. в месяц. Но мы получаем постоянный рост зарплат в целом на рынке, и, пока есть компании, желающие «собрать сливки», он не остановится.