Results not found

По вашему запросу ничего не найдено

Попробуйте отредактировать запрос и поискать снова

Офисная жизнь

Психология предательства и информационная безопасность

Article Thumbnail

Практика показывает, что абсолютное большинство утечек информации — утечки добровольные, то есть люди становятся предателями сознательно. Почему они принимают решение так поступить, как заранее распознать предателя в самоорганизующемся (да и не только) коллективе? Немного теории, взгляд «изнутри» и характерные признаки — всё это разобрано в статье.

Психология предательства и информационная безопасность

На современных скоростях разработки в самоорганизующихся командах (Scrum) и актуальных темпах выхода на рынок модель информационной безопасности (ИБ) «стена», как правило, уже не актуальна. Издержки от потери времени, от упущенной выгоды слишком велики, они не оправданы «безопасностью» процесса. То есть ИБ сводится к профилактике утечек информации и расследованию уже произошедших случаев. И если расследование — во многом технический вопрос, то утечки сами по себе — это почти всегда работа с людьми. Практика показывает, что абсолютное большинство утечек — добровольные, то есть люди становятся предателями сознательно. Почему они принимают решение так поступить, как заранее распознать предателя в самоорганизующемся (да и не только) коллективе? 

Психология предательства — взгляд изнутри

От лица самого человека, склонного к предательству, ситуация выглядит примерно так:

 — Устроился на работу, успешно приврав на собеседовании. Деньги платят неплохие,но чувствую — другим платят больше, темнят, стараюсь руку на пульсе держать. Что делать — понятно не всегда, приходится выезжать на «социальных технологиях». То есть припрягать соседнего лошка, они тут охотно на себя лишнее берут. Получится — приукрашу свои заслуги умело (не впервой), нет — не менее умело свалю всё на «напарника». Гладко всё поверну — не придерёшься. ИБД, как говорится. Напрямую мне вроде ничего плохого в команде не говорят, но чувствую по тонам и взглядам на меня этих умников какую-то ко мне неприязнь. Да и без тонов и взглядов, просто находиться рядом с ними мне не по себе. А раз и платят им явно больше (доказательств нет, но я ж чувствую), и относятся ко мне так себе, так и не зазорно продать «налево» что-нибудь. Это будет просто восстановлением справедливости, должен же мой стресс быть достойно компенсирован…

Психология предательства — немного теории

Основной характерной чертой потенциального предателя (ПП) в команде является некая критическая разница в способности ПП к абстрактному мышлению в сравнении с другими членами команды. Важно подчеркнуть, что речь именно о разнице, а не о нарушении этой способности как таковой. Людей с подобными нарушениями вряд ли пропустит в команду разработки любой HR.  Говорить о том, что ПП менее умён, чем другие члены команды, также неверно. Он, скорее, в меньшей степени склонен к разумным действиям, но в плане ума в неабстрактных ситуациях может проявлять просто чудеса, особенно по вопросам того, как бы поменьше сделать, и побольше материальных благ за это получить. При этом тонкости смысловых оттенков в общении коллег будут ему не вполне понятны, а следовательно (в его логике), трактоваться будут как враждебные. В лучшем случае — как обидный сарказм. Естественно, приязни к коллегам это ПП не добавит, а если прибавить к этому сравнительно сильно меньшую его производительность в креативном труде (она очень завязана на абстрактное мышление) — картина складывается совсем грустная.

Померять напрямую способность к абстрактному мышлению, прочесть зарождающиеся в сознании помыслы о предательстве напрямую мы, увы, не можем. К счастью, в этом нет необходимости. Есть немало внешних признаков, позволяющих весьма точно идентифицировать людей, на которых есть смысл обратить более пристальное внимание в рассматриваемом контексте. 

Психология предательства — признаки потенциального предателя

Итак, что же за признаки дают основание заподозрить, что уровень абстрактного мышления сотрудника критично ниже среднего по команде, что и является основной предпосылкой к предательству? 

Трус, часто в сочетании с внешней заносчивостью в «безопасных» для себя ситуациях. 

Хорошо врёт, просто виртуозно.

Активно интересуется чужими делами, особенно — чужими доходами. В целом — материальные блага занимают почти все его мысли и разговоры. 

Склонен вовлекать других членов команды в свои профессиональные задачи, и сбегать из них, особенно если лёгкое решение не найдено быстро.

Провокатор, умело заводит других, оставаясь в тени. 

Редко держится долго на одном месте работы, рассказывает фантастические истории о несправедливостях в свой адрес на прошлых местах.

Любит социально приемлемый «маскарад» — тату, украшения, очки (при возможности — тёмные), усы…

Результаты работы — так себе, виноваты в этом все вокруг, кроме него. 

Безответственность и ИБД как стиль жизни.

Просто появляясь рядом с другими членами команды, вызывает у них нервное напряжение, часто неосознанное, но по изменениям мимики и движений вполне отслеживаемое.

Общается вежливо, но формально, постоянно такое чувство, что говорит не всё и не вполне искренне.

Наличие даже одного-двух из этих признаков — повод серьёзно задуматься о целесообразности присутствия такого человека в команде. На простой линейной должности в традиционной иерархической схеме (чёткие границы, строгий контроль) больших проблем от такого сотрудника, может, и не будет, а вот в составе самоорганизующейся SCRUM-команды, например, он способен наделать немало неполезных организации дел. 


Источник